Президентом Египта избран Мухаммед Мурси


Победителем президентских выборов в Египте стал кандидат от движения «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси, получивший 51,7% голосов, объявил вчера председатель избиркома и председатель Высшего конституционного суда Египта Фарук Султан. Соперник Мурси по второму туру Ахмед Шафик, последний премьер-министр свергнутого в феврале 2011 г. президента Хосни Мубарака, набрал 48% голосов. Явка составила 51%. Мурси станет первым за 60 лет невоенным президентом страны.

Оглашение итогов было назначено на четверг, но было отложено до рассмотрения жалоб штабов кандидатов на ход голосования. По сведениям египетской газеты Al Ahram, всего подано до 400 жалоб. Абсолютное большинство их отвергнуто, заявил Султан.

Официальные итоги совпали с результатом, который, опираясь на данные местных избиркомов, получила Al Ahram. До подведения итогов голосования источники газеты в военных кругах не исключали, что победителем будет объявлен близкий к высшему совету вооруженных сил Шафик (совет де-факто управляет страной после свержения Мубарака). Подведение итогов выборов проходило в напряженной атмосфере: на улицы Каира были выведены танки, а на площади Тахрир проходил многотысячный митинг сторонников Мурси.

Если бы победителем вышел Шафик, в Египте начался бы новый бунт, уверен главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. Активисты революции говорили WSJ, что победа Шафика перечеркнула бы ее завоевания. Назревавший кризис миновал, начинается новый этап борьбы между избранным президентом и военными, которые, предполагая победу исламиста, не обеспечили принятия новой конституции и распустили парламент и комиссию, которая должна была ее выработать.

По действующим законам президент имеет значительные полномочия во внутренних делах, но на практике будет вынужден согласовывать свои действия с советом или спецслужбами, он сможет назначить кабинет министров за исключением министра обороны, деятельность совета не подпадает под гражданский контроль, он решает все военные вопросы, указывает Натан Браун из Фонда Карнеги.

Военные будут стараться использовать победу Мурси как демократический фасад и добиваться принятия такой конституции, которая гарантировала бы им власть: они опасаются – в случае ее потери – преследований и экономического передела (сейчас армия контролирует до 40% экономики страны), говорит Мирский. Скорее всего, Египет пойдет по турецкому пути, каким он был 20 лет назад, когда армия служила арбитром в гражданских делах. Во внешней политике ждать кардинальных изменений не следует, считает эксперт: разрыв мирного договора с Израилем или проведение чисто клерикальной внутренней политики обернется потерей помощи от западных стран, в том числе от США, которые ежегодно выделяют $1,5 млрд.