Статья опубликована в № 3133 от 29.06.2012 под заголовком: Минус Узбекистан

Каримов отказывается укреплять свою безопасность с помощью России

Ташкент во второй раз в истории ОДКБ приостановил членство в организации. Ислам Каримов ради сотрудничества с США подрывает весь евразийский проект президента Путина, указывают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Секретариат Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) получил ноту узбекского министерства иностранных дел о приостановлении участия Узбекистана в деятельности организации, сообщил вчера пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов. В ноте указано, что деятельность организации не соответствует интересам Узбекистана, уточнил российский дипломат. По его словам, в Москве не драматизируют предпринятый узбекским правительством шаг, право на выход есть у каждого из семи членов, в настоящий момент в Москве изучают правовые и иные последствия предпринятого Ташкентом шага. Узбекистан всегда имел особые позиции по многим вопросам работы ОДКБ, напоминает дипломат. Однако Ташкент активно работал и всегда выражал свою позицию, говорит собеседник в секретариате организации.

Узбекистан вместе с Россией, Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном стоял у истоков организации, подписав в 1992 г. Договор о коллективной безопасности. В 1993 г. к ним присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан не подписали продление договора, Ташкент восстановил членство в ОДКБ только в 2006 г., однако работал не по всем направлениям организации, в частности, не принимал участия в военных программах.

В прошлом году президент Белоруссии Александр Лукашенко публично призвал партнеров, не работающих активно, определиться с членством в ОДКБ. Решение Ташкента продиктовано текущей внешнеполитической конъюнктурой, говорит политолог Андрей Грозин. Выйдя из ОДКБ, президент Ислам Каримов надеется решить спорные вопросы с Таджикистаном, в том числе с проектом постройки Рогунской ГЭС, извлечь всю возможную выгоду из вывода войск из Афганистана, предоставив коалиции во главе с США возможности транзита, указывает Грозин.

Решения в ОДКБ с уходом Ташкента будут приниматься проще, однако с вызовами из Афганистана без Ташкента будет сложно справиться. Зигзаги сопровождают всю внешнюю политику Каримова, не исключено, что он вернется года через два и его примут, считает Грозин.

В декабре прошлого года на саммите в Москве ОДКБ приняла решение о невозможности размещения на территории стран-членов военных баз третьих стран без согласия всех стран. Не исключено, что американская база появится в Узбекистане, говорит эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко. Решение Ташкента последовало после визита Владимира Путина к Каримову 4 июня. После того как стало известно, что США готовы после выхода из Афганистана оставить часть вооружений в Узбекистане, Путину нечего было предложить Каримову, выход Узбекистана – удар по евразийскому проекту Путина, фактически в Центральной Азии из твердых союзников у России остается только Казахстан, резюмирует Малашенко.

При этом Узбекистан остается членом Шанхайской организации сотрудничества и не выйдет из нее, потому что это преимущественно китайская организация, считает Малашенко. А во время недавнего путинского визита в Ташкент был подписан меморандум о мерах по присоединению Узбекистана к зоне свободной торговли СНГ.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more