Каримов отказывается укреплять свою безопасность с помощью России

Ташкент во второй раз в истории ОДКБ приостановил членство в организации. Ислам Каримов ради сотрудничества с США подрывает весь евразийский проект президента Путина, указывают эксперты

Секретариат Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) получил ноту узбекского министерства иностранных дел о приостановлении участия Узбекистана в деятельности организации, сообщил вчера пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов. В ноте указано, что деятельность организации не соответствует интересам Узбекистана, уточнил российский дипломат. По его словам, в Москве не драматизируют предпринятый узбекским правительством шаг, право на выход есть у каждого из семи членов, в настоящий момент в Москве изучают правовые и иные последствия предпринятого Ташкентом шага. Узбекистан всегда имел особые позиции по многим вопросам работы ОДКБ, напоминает дипломат. Однако Ташкент активно работал и всегда выражал свою позицию, говорит собеседник в секретариате организации.

Узбекистан вместе с Россией, Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном стоял у истоков организации, подписав в 1992 г. Договор о коллективной безопасности. В 1993 г. к ним присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан не подписали продление договора, Ташкент восстановил членство в ОДКБ только в 2006 г., однако работал не по всем направлениям организации, в частности, не принимал участия в военных программах.

В прошлом году президент Белоруссии Александр Лукашенко публично призвал партнеров, не работающих активно, определиться с членством в ОДКБ. Решение Ташкента продиктовано текущей внешнеполитической конъюнктурой, говорит политолог Андрей Грозин. Выйдя из ОДКБ, президент Ислам Каримов надеется решить спорные вопросы с Таджикистаном, в том числе с проектом постройки Рогунской ГЭС, извлечь всю возможную выгоду из вывода войск из Афганистана, предоставив коалиции во главе с США возможности транзита, указывает Грозин.

Решения в ОДКБ с уходом Ташкента будут приниматься проще, однако с вызовами из Афганистана без Ташкента будет сложно справиться. Зигзаги сопровождают всю внешнюю политику Каримова, не исключено, что он вернется года через два и его примут, считает Грозин.

В декабре прошлого года на саммите в Москве ОДКБ приняла решение о невозможности размещения на территории стран-членов военных баз третьих стран без согласия всех стран. Не исключено, что американская база появится в Узбекистане, говорит эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко. Решение Ташкента последовало после визита Владимира Путина к Каримову 4 июня. После того как стало известно, что США готовы после выхода из Афганистана оставить часть вооружений в Узбекистане, Путину нечего было предложить Каримову, выход Узбекистана – удар по евразийскому проекту Путина, фактически в Центральной Азии из твердых союзников у России остается только Казахстан, резюмирует Малашенко.

При этом Узбекистан остается членом Шанхайской организации сотрудничества и не выйдет из нее, потому что это преимущественно китайская организация, считает Малашенко. А во время недавнего путинского визита в Ташкент был подписан меморандум о мерах по присоединению Узбекистана к зоне свободной торговли СНГ.