Что будет с Владивостоком после «косметической операции»?

Владивосток обзавелся новой достопримечательностью: новый мост высотой с Эйфелеву башню соединил материковую часть города с островом Русский. Это самый большой в мире вантовый мост, его стальные тросы окрашены в цвета российского флага. Строительство «визитной карточки» Владивостока обошлось бюджету в 33,9 млрд руб. ($1 млрд).

Другое дело, нужен ли он городу.

Владивосток - бывший военный город, население которого насчитывало 600 000 человек. Давно позабытый Москвой, он был внезапно обласкан вниманием Кремля, вознамерившегося развивать отношения с торговыми партнерами в Азии. Владивостоку выпала честь принимать саммит АТЭС в сентябре 2012 г., и дальневосточный порт решили привести в порядок, выделив на это 200 млрд руб. из государственной казны.

Подготовку к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) начали четыре года назад. Инфраструктурные объекты возводились с неслыханной скоростью: были построены дороги и автобаны, международный аэропорт и два моста.

Совокупный объем инвестиций в обустройство Владивостока составил 680 млрд руб. Значительная часть этой суммы была направлена на строительство моста и застройку острова Русский на другом его конце, в 3 км от материка. Все мероприятия АТЭС будут проводиться на этом острове, гостей разместят в специально возведенных там роскошных гостиницах.

Хотя строительство большинства объектов близится к завершению, дальнейшая их судьба сомнительна. Владивосток все чаще называют современной потемкинской деревней, где во главу угла поставлен масштаб и внешний вид сооружений, а не их практическое назначение.

Более 3 млрд руб. из государственного бюджета были потрачены на ремонт старых зданий, однако Москва решила, что денег хватит только на то, чтобы подновить фасады домов, стоящих вдоль улиц, по которым гости саммита будут следовать из аэропорта по направлению к чудо-мосту.

По словам Артема Самсонова, депутата Законодательного собрания Приморского края от КПРФ, многие здания во Владивостоке разрушаются изнутри: “Жилищный фонд у нас ветхий, с трубами проблемы, но исправить это никто не подумал: все деньги ушли на покраску фасадов».

Студентка Катя Павлова сравнила омолодившийся город с яблоком – румяным снаружи, но гнилым внутри. “Все вертится вокруг АТЭС: сколько народу приедет, какие размеры все это примет и как будет выглядеть Россия в глазах международной общественности. Жителей [Владивостока] это тоже волнует, но куда меньше, чем их насущные потребности – например, доступ к чистой воде», - сказал она.

В июне во Владивостоке ливнями размыло новую дорогу – незадолго до приезда премьер-министра России Дмитрия Медведева: по всей видимости, строили ее в страшной спешке, с нарушением стандартов.

Мэр Владивостока Игорь Пушкарев не считает себя виноватым в случившемся: “Если смотреть в целом, картина получается прекрасная. Но можно все испортить, если взять микроскоп и разглядывать пятнышко”.

Многих жителей Владивостока смущает как раз стремление видеть только общий «прекрасный» план. Им интересно знать, почему правительство решило в первую очередь построить эффектный мост на остров Русский, население которого составляет всего 5000 человек. Кто будет ездить по мосту после окончания саммита, неизвестно.

Осенью университет Владивостока переедет на остров Русский. Но построенные там здания в основном представляют собой огромные конференц-холлы, не приспособленные под проведение лекций и семинаров. Жители острова Русский считают, что превратить его в город с населением в 150 000 человек, как этого хочет руководство, абсолютно нереально (треть населения должны составить студенты).

По мнению правительства России, саммит АТЭС положит начало дальнейшему развитию Владивостока. Президент Владимир Путин недавно создал новую должность - должность министра по развитию Дальнего Востока. Москва обещает дополнительно выделить 600 млрд руб. на строительство инфраструктуры в регионе в 2014-2018 гг.

Инженер-геолог Денис Ясинков, житель острова Русский, добирается домой на пароме: вантовый мост построен явно не для него. Большинство обитателей острова живут на дальнем его конце, откуда до моста ведет только одна дорога. В непогоду по ней проехать невозможно. Ясинкова не радует перспектива застройки и заселения острова. Но он надеется, что Владивосток от этого выиграет.

“Если бы Москва не обратила внимания на Владивосток, трудно сказать, что бы с ним сталось. Город умирал, люди из него уезжали. Мост – не для нынешних жителей города, а для будущих», - сказал он.

Перевела Анна Разинцева