Участницы группы Pussy Riot отказались понимать обвинения против себя

Участницы группы Pussy Riot, представшие вчера перед судом, категорически отказались понимать, в чем их обвиняют
А.Астахова/ Ведомости

В понедельник в Хамовническом суде начался суд по делу Pussy Riot. Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич, устроивших панк-молебен в храме Христа Спасителя, обвиняют в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти (карается сроком до семи лет лишения свободы).

В связи с началом процесса были приняты усиленные меры безопасности: суд оцеплен ОМОНом, в здании работали кинологи со служебной собакой. Тем не менее у входа в суд беспрепятственно разместились гражданские активисты с плакатами «Это не суд – это расправа», «Ваша честь, где Ваша честь?».

С самого начала журналистам (камеры запускали в зал заседаний буквально на несколько минут) запретили снимать судью и гособвинителей, направлять камеры можно только на обвиняемых. Прокурор первым делом заявил ходатайство о запрете съемок и видеотрансляции во время допроса судом свидетелей и исследования доказательств. Он сослался на то, что свидетели могут получить доступ к информации из зала суда до того, как их допросят. Ходатайство было удовлетворено, несмотря на возражения обвиняемых. Ходатайство защиты о вызове в суд экспертов и свидетелей защиты судья отклонила как преждевременное.

Прокурор огласил фабулу обвинения, из которой следовало: участницы преступной группы спланировали и организовали «причинение весомого душевного страдания лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям». На вопрос судьи, понятно ли обвинение и признают ли они себя виновными, девушки дружно ответили, что не понятно. «Что тут не понятно?» – возмутилась судья. «Мне не понятно, на основании чего обвинение делает выводы», – парировала Алехина. Прокурор еще раз объяснил про грубое нарушение общественного порядка, но впечатления на подсудимых это не произвело. Очень много литературных эпитетов и полное отсутствие юридической составляющей, в таком виде обвинительное заключение рассматривать нельзя, поддержали подзащитных их адвокаты.

«Я признаю, что была в храме и нарушила правила поведения в храме, но я не признаю приписываемых мне мотивов, – заявила Толоконникова. – Я никогда не испытывала религиозной ненависти и вражды по отношению к кому-либо. Мы уважительно относимся к христианству». Она отметила, что причиной выступления стали призывы патриарха голосовать за Владимира Путина и не ходить на митинги, возмутившие девушек.

Суд определился с порядком рассмотрения дела: сначала заслушают потерпевших и свидетелей обвинения, затем исследуют имеющиеся вещественные доказательства, затем наступит очередь свидетелей защиты, в заключение допросят обвиняемых. С этим порядком согласились все стороны.

Потерпевшие – их девять человек, в основном сотрудники охраны и обслуживающий персонал храма – начали рассказывать о причиненных им «весомых душевных страданиях».