Защита Pussy Riot требует отвода председательствующей

Пострадавшие служители храма отказали участницам Pussy Riot в христианском прощении, а суд отказал девушкам в горячей пище

Второй день процесса по делу Pussy Riot начался с давки у входа в зал судебных заседаний: заседание переехало в меньший по размеру зал (в большом заседал судья Виктор Данилкин), для журналистов там нашлось всего 10 посадочных мест. Судебные приставы с трудом сдерживали напирающую прессу: накануне суд отменил трансляцию из зала суда, сославшись на то, что о происходящем в зале не должны знать свидетели. После перерыва процесс продолжился уже в большом зале.

В течение всего дня суд продолжал допрос пострадавших, практически все они – храмовые работники (охранники, служки, обрядники, свечницы). Многие принимали участие в выдворении организаторов молебна из храма, поэтому давали почти свидетельские показания. Обвиняемые пытались выяснить, как пострадавшие восприняли принесенное накануне публично извинение. «У меня лично просить прощения не надо, надо просить у бога», – заявил алтарник Василий Цыганюк. У него «навсегда в памяти останется эта боль», но извинения он принял.

А вот его коллега Павел Железов: «Извинения как такового не было». На вопрос, как следует извиняться, алтарник посоветовал девушкам исповедоваться. Извиняться следует «слезно», а не с улыбкой, объяснил девушкам охранник Сергей Белоглазов, который, по его словам, из-за перенесенной душевной травмы не может работать в храме, а охраняет снаружи. «Как человек верующий, я зла не держу, – уточнил Белоглазов. – Но в отношении осквернения святыни – на то воля божья и решение суда».

Между защитниками обвиняемых и судьей Мариной Сыровой разгорелся конфликт. Судья постоянно одергивала адвокатов («вы разговариваете, вместо того чтобы слушать»), не давала заявить ходатайства и отклоняла вопросы их и подсудимых к пострадавшим. Защита во второй раз за два дня заявила отвод судье. По словам адвоката подсудимой Марии Алехиной Виолетты Волковой, суд подыгрывает обвинению, а подсудимых просто пытают: им не дают спать и есть. Накануне суд закончился в 10 часов вечера, девушки легли около двух, подъем в сизо – в пять утра. В течение двух дней подсудимые не получают горячей пищи. «Судья Криворучко не разрешил Магнитскому налить кипяток в «Доширак», и это уже притча, а сегодня вы запретили Алехиной съесть огурец, отвод!» – горячилась Волкова. Защитники убеждены, что суд стремится максимально быстро рассмотреть дело: по данным адвокатов, судебное следствие может завершиться уже на этой неделе. По мнению гособвинителя, ходатайство защиты не основано на законе, является голословным и лживым – это картинная игра на публику. Он напомнил, что УПК позволяет проводить судебное заседание до 22 часов, а перерывы на прием пищи регулярно объявляются.

Сырова отклонила ходатайство о своем отводе, рекомендовав защите соблюдать нормы адвокатской этики.