Чиновникам предпишут избавиться от зарубежной недвижимости

Депутаты-единороссы соревнуются между собой в ограничительных мерах для чиновников, имеющих имущество за рубежом: новая инициатива обязывает от него избавиться под страхом тюрьмы

Единороссы Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников, Андрей Луговой из ЛДПР, эсер Александр Агеев и коммунист Олег Денисенко внесли в Госдуму законопроект, который запрещает должностным лицам и военным всех уровней и структур, а также членам их семей иметь имущество, счета и другие активы за рубежом. После вступления закона в силу у них будет полгода на то, чтобы избавиться от заграничной собственности (вновь приступившим к работе также дается полгода). Нарушителям грозит штраф в 10 млн руб. и срок до пяти лет, а также трехлетний запрет на госслужбу. Лысаков не исключает, что ко второму чтению эти цифры могут измениться.

Как подчеркивает Лысаков, это инициатива народного фронта (от которого шли в Госдуму он и Трапезников): не очень патриотично покупать недвижимость за рубежом и обогащать чужую экономику. На вопрос, согласована ли инициатива с администрацией президента, Лысаков ответил, что его инициатива будет проходить все положенные законом процедуры согласования. Он предвидит, что судьба законопроекта будет «непростой» и «массового одобрения» поправки не вызовут, потому что у ряда депутатов есть недвижимость и ценные бумаги за рубежом.

По подсчетам «Ведомостей», более 100 семьей чиновников и депутатов, судя по их декларациям, имеют недвижимость (квартиры, дома и земли) более чем в 20 странах мира, не считая Прибалтики и стран СНГ.

26 июля в Думу был внесен законопроект о введении уголовной ответственности для чиновников и депутатов за недостоверное и несвоевременное декларирование имущества и доходов. Его авторы – вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк и эсер Илья Пономарев. Максимальное наказание, которое они предлагают для нарушителей, – это 5 млн руб. штрафа или 480 часов общественно-полезных работ.

«Можно сказать, что мы предлагаем терапию, а коллеги – хирургию, – говорит Железняк. – Новая инициатива, на мой взгляд, нуждается в тщательной правовой проработке, ведь речь идет об ограничении в правах. Так, дается полгода на распродажу имущества – но в условиях кризиса можно не успеть продать. Еще один вопрос – о последствиях новых запретов. Если наша инициатива направлена на большую публичность, вывод из тени зарубежных активов, то запрет может спровоцировать криминализацию этой сферы».

Обе конкурирующие инициативы, более и менее жесткие, имеют право на жизнь, говорит кремлевский чиновник, депутаты обсудят этот вопрос в начале сессии, в Кремле их воспринимают как сигнал от общества – активнее бороться с коррупцией.