Сирийцы готовы передать свою международную торговлю под российский флаг

Сирия, страдающая от санкций Евросоюза и США, обратилась за помощью к России, сообщила The Wall Street Journal. Российские банки утверждают, что в последнее время не имели дел с сирийцами; но даже если это не так, санкции Запада им пока не грозят
M.Salman/ AP

В образце договора, который Sytrol разослала в феврале покупателям нефти, сказано, что платежи за нее могут быть проведены через Газпромбанк. Неизвестно, проводил ли Газпромбанк сирийские платежи и с какими компаниями были заключены в этом году 11 контрактов на продажу нефти, указывает WSJ. В другом документе говорится, что в марте сотрудники ЦБ Сирии встречались в Москве с представителями Газпромбанка и говорили об укреплении отношений и облегчении электронных переводов.

В июньской переписке Sytrol и мелкого дубайского нефтетрейдера Intertrade в качестве платежного агента фигурирует Новикомбанк. Председатель совета директоров Новикомбанка – бывший офицер КГБ и бывший сослуживец президента Владимира Путина, пишет WSJ, но не называет имени гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. В письме руководителю Sytrol от 21 июня Intertrade извиняется за задержку с контрактом, ссылаясь на «ваши банковские дела». Неизвестно, были ли контракты, указывает WSJ, а руководитель Intertrade написал газете: «Мы просто готовили почву для будущих торговых отношений, когда они станут законными и возможными».

Документы, оказавшиеся у WSJ, – это переписка членов сирийского правительства между собой и с иностранными компаниями, датированная маем – июлем 2012 г. Адресаты, опрошенные WSJ, не опровергли подлинности писем и подтвердили некоторые детали.

В июльском письме на имя тогдашнего премьер-министра страны Риада Хиджаба, подготовленном по материалам серии встреч председателя ЦБ Сирии, министров нефти, финансов и руководителя госкомпании по продаже нефти Sytrol, изложены наброски плана, как обойти санкции. С начала года, говорится в письме, Sytrol заключила 11 контрактов на экспорт нефти, но лишь наполовину обеспечила потребность в импортном дизельном топливе (нужно в том числе для военной техники, в Сирии оно не производится). Авторы письма предлагают изменить законы, чтобы создать офшоры и вести бизнес через них.

«В России и Малайзии создаются компании, в российских банках активируются счета в евро и рублях, которые могут быть готовы к 5 июля. Тогда мы сможем легко получать плату за нефть и оплачивать импорт. Необходима строгая секретность, чтобы ЕС и США не раскрыли деятельности этих компаний», – говорится в документе. Неизвестно, приняты ли эти предложения, пишет WSJ, – 6 августа Хиджаб покинул страну и перешел на сторону оппозиции; нет в документе названий ни банков, ни компаний.

Некоторые санкции в отношении Сирии (в основном из-за обвинений в пособничестве терроризму) США наложили еще в 2004 г., но с апреля 2011 г. активно вводились санкции против конкретных лиц и компаний, заморожены все сирийские активы в США, запрещены финансовые и торговые операции.

ЕС вводил санкции в течение всего 2011 года, включая запрет на импорт нефти, а 27 февраля 2012 г. запретил сделки с ЦБ, торговлю золотом и проч.

Сирия добывает 360 000 баррелей нефти в день, на экспорт идет около 150 000 баррелей (примерно на $380 млн в месяц). Документы WSJ свидетельствуют, что сирийские чиновники и госкомпании пытались организовать внешнеторговые операции с участием банков и нефтетрейдеров из России, которая блокирует попытки ввести международные санкции.

Газпромбанк поддерживал корреспондентские отношения с ЦБ Сирии задолго до санкций, сейчас бизнес, включая международные расчеты в любых валютах, с ЦБ Сирии и иными финансовыми учреждениями не ведется, заявил представитель Газпромбанка – но не стал комментировать сведения о мартовской встрече с сирийцами.

«Новикомбанк не осуществляет операций с Сирией и не ведет бизнес с ее юридическими и физическими лицами», – заявили в пресс-службе банка.

Сирия не оставляет попыток получить и политическую, и финансово-коммерческую поддержку России. В августе высокопоставленная делегация, в которую входили министры нефти и финансов, посетила Москву, чтобы обсудить межправительственные кредиты и долгосрочные нефтяные контракты, заявил недавно сирийский вице-премьер Кадри Джамиль. Такие переговоры состоялись, подтверждает высокопоставленный чиновник российского правительства. Сотрудничество сирийского правительства с российскими банками всегда стояло в повестке переговоров, но никаких прорывов не произошло, все переговоры впереди, сказал российский дипломат.

Теоретически российские банки могут работать с Сирией: санкции США против этой страны не такие жесткие, как против Ирана. В случае с Сирией санкции предусмотрены лишь против тех компаний, которые для таких операций используют американскую финансовую систему или проводят их с помощью американских компаний или граждан. Венесуэльская госкомпания PdVSA (в США ей принадлежит компания CITGO) отправила в Сирию в этом году уже четыре партии дизельного топлива, но минфин США не принял мер: в сделке не участвовали местные банки, страховщики или суда.

Американские конгрессмены работают над законопроектом, который бы позволял применять санкции к таким компаниям, как PdVSA: он будет направлен на противодействие компаниям, покупающим энергоресурсы у Сирии или занимающимся любым бизнесом с сирийскими организациями, включенными в черный список, сообщала неделю назад WSJ.

Из других документов следует, что Сирии пришлось предлагать покупателям скидки на нефть в $10–15 за баррель и были проблемы с ее вывозом. Но и тут она рассчитывала на помощь России, свидетельствуют документы: российские покупатели планировали перевозить нефть на сингапурских танкерах или на российских, базирующихся на Черном море. Страховки также должны были обеспечить российские компании.