Омбудсменов призвали не зависеть от губернаторов

Владимир Путин впервые в своей практике встретился с региональными омбудсменами, устроив им теплый прием. Администрация президента выстраивает правозащитную альтернативу мятежному президентскому Совету по правам человека
М.Стулов/ Ведомости

Вчера в Кремле президент Владимир Путин принял 66 региональных омбудсменов. «Встреча назрела», – заявил на открытии мероприятия федеральный уполномоченный по правам человека Владимир Лукин: система официальных провозащитников существует уже 15 лет, а президент с ними не встречался ни разу. Путин пообещал всячески содействовать правозащитникам, прежде всего в том, чтобы они появились на каждой территории (сейчас их нет в 16 регионах). «Видимо, кому-то не очень хочется иметь такой институт, независимый от региональной власти и вообще независимый ни от кого», – отметил президент. Он подчеркнул: «Вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав граждан, а это является важнейшей частью моей работы и смыслом и целью всей деятельности».

Лукин обратил внимание на то, что обновления требует нормативная база, на основе которой коммуницируют между собой региональные, федеральные и отраслевые (по правам ребенка, бизнеса и проч.) правозащитники. А регионалы жаловались, что на свои сигналы о нарушениях прав человека от органов власти получают лишь отписки, и просили Путина законодательно обязать местных чиновников анализировать их отчеты и реагировать на них. Большинство говорили о социальной и судебной несправедливости. Омбудсмен из Дагестана Уммупазиль Омарова предложила вводить омбудсменов в квалификационные коллегии региональных судов, а челябинский правозащитник Алексей Севастьянов призвал обязать Верховный суд обобщить практику по делам о «черных риэлторах».

Встреча продлилась 2,5 часа, что случается в практике кремлевских совещаний крайне редко. Высказаться кроме Путина и Лукина смогли около 10 участников встречи, хотя изначально предполагалось семь выступлений, сказал сотрудник администрации. Выйдя из зала заседания, они с восхищением отмечали, что такой открытости и доступности от президента не ожидали.

Встречу можно расценивать как попытку сгладить серию скандалов, связанных с серией «драконовских» законов, делом Pussy Riot и т. д., считает политолог Александр Кынев. Учитывая тупиковую ситуацию с формированием Совета по правам человека, на основе института уполномоченных может быть создана новая, альтернативная совету президентская структура, гораздо более удобная, если вспомнить, что региональные омбудсмены, как правило, лояльны губернаторам, считает эксперт.

Кремлевский чиновник не скрывал желания администрации президента продемонстрировать контраст между работой региональных омбудсменов и московских правозащитников. Пока члены совета определяются, выходят они из президентского органа или остаются, на территориях решаются проблемы реальных людей, говорит собеседник «Ведомостей».

Правда, члены совета отказываются верить, что Кремль выстраивает им альтернативу. Совет не конкурирует с институтом омбудсменов: уполномоченные по правам человека – это, по сути, просто почтовый ящик для обращений, говорит член совета Кирилл Кабанов.