ТНК-ВР обвиняет бывшего топ-менеджера в краже более $13 млн

В иске к Игорю Лазуренко раскрывается схема, которую компания оценила как коррупционную
ИТАР-ТАСС

«Такого рода подход для нас неприемлем, и мы будем эту заразу вычищать, переломаем хребет [откатным схемам]», - обещал в прошлом году исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Свое намерение он подтверил делом: в конце июля и начале августа ТНК-ВР инициировала два судебных разбирательства в Высоком суде Лондона, обвинив своего бывшего топ-менеджера Игоря Лазуренко в организации мошеннических схем с целью хищения у компании миллионов долларов (называется сумма в $13 млн).

Дата рассмотрения дела по существу пока не определена, но ТНК-ВР уже удалось добиться ареста имущества Лазуренко и аффилированных с ним компаний на сумму 39 млн евро. Такое решение лондонский суд вынес 14 августа (копия документа есть у «Ведомостей»). А уже на следующий день ТНК-ВР обратилась в окружной суд американского штата Арканзас с просьбой ввести ограничительные меры в отношении компании Roychamp Trading LLC., которая, как подозревают в ТНК-ВР, также связана с Лазуренко.

Платные тендеры

Из документов следует, что о схемах, в организации которых обвиняется Лазуренко, руководство ТНК-ВР узнало в марте 2012 г., когда к исполнительному директору ТНК-ВР Герману Хану обратился руководитель и совладелец «Н-транса» Константин Николаев. Он сообщил, что в начале 2010 г. Лазуренко вел переговоры с представителями компании «Трансойл» (в иске утвержается, что ей владеет «Н-транс»), с которой у ТНК-ВР был контракт на транспортировку нефти и нефтепродуктов. В ходе этих переговоров Лазуренко якобы заявил, что, если транспортная компания хочет работать с ТНК-ВР, она должна произвести «существенные выплаты». При этом утверждается, что сотрудник ТНК-ВР заявлял о том, что действует с ведома и одобрения Хана.

С января 2010 г. по декабрь 2011 г. «Трансойл» перечислил на счета латвийских и кипрских банков более $3,9 млн и еще $4 млн передал Лазуренко наличными, сообщил Николаев. В доказательство своих слов совладелец «Н-транса» представил одно из платежных поручений от «Трансойла».

Хану об этих платежах известно не было, он не инициировал и не одобрял подобных сделок, отмечается в документах ТНК-ВР. «Трансойлу» было известно, что для сотрудничества с ТНК-ВР никакие выплаты не требуются, а значит, компания платила для того, чтобы получить контракты на транспортировку топлива по завышенным ценам, отмечается в материалах ТНК-ВР.

Черногорские активы

Дополнительным подтверждением слов Николаева в ТНК-ВР сочли информацию, полученную ранее от черногорского предпринимателя Зорана Бечировича. Он обратился к Хану в сентябре 2011 г. в надежде спасти свой бизнес, который, как он думал, он построил вместе с российским бизнесменом.

Бечирович рассказал, что познакомился с Лазуренко в 2002 г., когда тот искал возможности для инвестиций в Черногории. В качестве объекта для вложения бизнесмен предложил отель Avala (г. Будва), приватизация которого должна была вот-вот состояться. По словам черногорского бизнесмена, Лазуренко идея понравилась, и он предложил Бечировичу сотрудничество, отметив, что сам он действует в интересах Германа Хана. Польщенный таким предложением, Бечирович согласился. Партнеры договорились приобрести актив на компанию BJUK, 20% в которой получал черногорский бизнесмен в обмен на опыт и связи, а остальной пакет — структуры Лазуренко, за которым закреплялось обязательство по финансированию проекта.

Приватизация Avala прошла успешно. Позднее партнеры (на тех же условиях) приобрели еще один отель в Черногории — Bianca (сейчас обе гостиницы работают в сегменте люкс, а их совокупная стоимость оценивается в $150 млн). Параллельно Лазуренко (якобы от имени Хана) купил в Черногории несколько участков земли за $12,5 млн (сейчас они оцениваются в $36 млн) и газету, заплатив за нее более $2 млн. В целом инвестиции Лазуренко в черногорские активы составили свыше $78,5 млн, следует из документов ТНК-BP.

Впоследствии по каким-то причинам Бечирович начал сомневаться в источниках финансирования этих проектов, из-за чего его отношения с Лазуренко разладились. Черногорский бизнесмен был отстранен от ведения бизнеса и решил обратиться к Хану напрямую. Но тот ответил, что ничего не знает о черногорских отелях и не назначал Лазуренко своим финансовым поверенным.

Скелеты в шкафу

В свете всех этих фактов Хан поручил провести в компании внутреннее расследование. В поданных в суд документах утвержается, что в ходе расследования выяснилось, что Лазуренко и его родственники владеют солидной недвижимостью в Москве, а также особняками и огромными земельными участками в престижных районах Подмосковья (Жуковка, Николина Гора, Румянцево и др.). Совокупная стоимость только российской собственности оценивается в $25 млн. При этом за все время работы в ТНК-ВР (с 2003 г. по апрель 2012 г.) доход Лазуренко, включая бонусы, суммарно не превысил $10 млн, отмечается в материалах компании.

ТНК-BP отмечает, что в ходе внутреннего расследования также выяснилось, что Лазуренко требовал деньги за победу в тендерах не только с «Трансойла», но и с других транспортных компаний, в частности «Совфрахта». Глава ее совета директоров Александр Иванов рассказал Хану, что компания заплатила Лазуренко в общей сложности более $5 млн, полагая, что требования таких существенных денежных компенсаций исходят от акционеров ТНК-ВР.

Компания обвиняет Лазуренко в том, что он манипулировал тендерными процедурами таким образом, чтобы конкурсы выигрывали определенные компании. В результате, как считают в ТНК-BP, подрядчики получали контракты по завышенным ценам, и это позволяло им работать с прибылью даже с учетом предыдущих выплат в адрес Лазуренко.

К Хану Иванов пришел после того, как рассорился с Лазуренко, считая бизнесмена бенефициаром всех этих выплат. Правда, никаких документов в доказательство своих слов Иванов не представил.

Лазуренко участие в схеме с «Совфрахтом» категорически отрицал, но на одной из встреч с Ханом (они проводились в ходе расследования) менеджер признался, что получил от «Трансойла» $8 млн. При этом Лазуренко обязался компенсировать ТНК-BP убытки деньгами или московской недвижимостью. К 16 апреля соответствующее соглашение было подготовлено и передано Лазуренко, но тот его так и не подписал. Вместо этого ТНК-BP получила от него заявление об увольнении - по почте.

Результаты проведенного расследования компания передала в полицию, а в июне 2012 г. в отношении Лазуренко было начато уголовное расследование. Сам менеджер, по данным ТНК-ВР, в конце апреля - начале мая покинул Россию и в настоящее время проживает в Лондоне.

«Русская схема"

Подобные схемы распространены в транспортной отрасли, говорят два бывших сотрудника транспортной и нефтяной компаний. «Это нормальная «русская схема", все так работают», - говорит один из них. Собеседники «Ведомостей» удивлены решением ТНК-ВР идти в суд. Причиной разбирательств мог стать личный конфликт Лазуренко и Хана, предполагают двое знакомых менеджеров: Лазуренко - давний партнер Хана, они работали вместе с 90-х гг. Хан отстаивает интересы компании, личные отношения здесь ни при чем, уверен сотрудник ТНК-ВР (ее представитель это не комментирует).

Представитель «Совфрахта» опроверг «Ведомостям» эту информацию: компания дорожит своей репутацией и никогда не рассматривала для себя даже возможности участия в подобных схемах. «Мы боремся с любыми проявлениями коррупции», - заверил представитель компании.

Николаев сообщил через своего представителя, что не понимает, о чем идет речь, компании под названием ООО ГК "Трансойл" никогда не было в структуре "Н-транс". Что касается практики работы группы компаний "Н-транс", то группа действует исключительно в рамках российского законодательства".

С самим Лазуренко или его представителем «Ведомостям» связаться не удалось. Но в конце июля агентство Bloomberg сообщало, что бывший топ-менеджер ТНК-ВР обвиняет Германа Хана во взяточничестве «в адрес высших госчиновников и незаконном перечислении сотен миллионов долларов». Источник, близкий к руководству ТНК-ВР, пояснял тогда «Ведомостям», что обвинения Лазуренко — это защита нападением: «Несколько месяцев назад в ходе очередной проверки в компании были выявлены мошеннические схемы, в которых, как подозревает компания, мог участвовать и Лазуренко».

Не первый раз

Это уже не первый случай, когда бывшие сотрудники ТНК-ВР связывают Хана с коррупционными схемами. В 2011 г. ТНК-ВР уличила в мошенничестве крупного подрядчика — компанию «Белсибсервисгарант» (БССГ). Ее владельцы — бывшие сотрудники ТНК-ВР распространяли информацию, что они связаны с руководством холдинга и лично с Ханом, рассказывал сам топ-менеджер. Благодаря этому БССГ получала более широкий доступ к информации, чем другие участники конкурса, и создавала иллюзию конкуренции, выдвигая к участию в тендерах аффилированные компании. В 2010 г. аффилированные с БССГ организации стали победителями более 30 тендеров ТНК-ВР на сумму $215 млн.

«Когда-то это действительно были сотрудники нашей компании, но сейчас никаких личных связей у нас с ними нет», — уверял Хан. После проведения расследования подрядчик был дисквалифицирован, а все контракты с ним (на общую сумму $600 млн) разорваны.

В рамках разбирательства с БССГ из ТНК-ВР было уволено 13 сотрудников, включая менеджеров высшего звена — начальников департаментов и управлений (их имена не разглашаются), говорил Хан. Все они в той или иной степени были осведомлены о схеме работы БССГ или покрывали ее.