Путин обозначил переориентацию интересов России из Европы в Азию

Владимир Путин в роли хозяина саммита АТЭС всячески демонстрировал переориентацию интересов России из Европы в Азию и ее желание стать торговым мостом между Востоком и Западом

Сейчас 51% торгово-экономических отношений у России с европейскими странами, а с Азиатско-Тихоокеанским регионом – 24%, но это соотношение в связи с кризисом в зоне евро будет быстро меняться, заявил президент Путин на итожащей саммит АТЭС пресс-конференции во Владивостоке. Он отметил, что переориентация на восточных партнеров уже происходит и «нам ничего искусственно делать не нужно». Способствует этому и постоянная политизация европейскими странами чисто экономических вопросов, ею же Путин объясняет, в частности, претензии Еврокомиссии к «Газпрому».

А вот сотрудничество со странами АТЭС Путина радует: России удалось найти поддержку всех ее инициатив. На полях саммита Россия подписала с Японией и Китаем (лидерами по масштабам товарооборота с Россией – соответственно $100 млрд и $30 млрд) два соглашения по энергетике – о строительстве завода по производству сжиженного газа во Владивостоке и предоставлении «Роснефти» льгот по экспорту с Тяньцзинского НПЗ (подробнее на стр. 08).

В начале своего председательства в АТЭС Россия выбрала четыре приоритетные темы: торгово-инвестиционная либерализация, инновации, продовольственная безопасность и формирование надежных транспортно-логистических систем. Но весной, когда Путин переехал в Кремль, организаторы саммита внесли коррективы, остановившись на двух последних задачах как самых реалистичных, рассказал «Ведомостям» один из организаторов. К 2020 г., когда в регионе планируется создать зону свободной торговли, Россия рассчитывает закрепить за собой статус «торгового моста» между Европой и Азией, заявил Путин. На многих встречах он отмечал особую роль в этом Таможенного союза и единого экономического пространства.

Сейчас ежегодный торговый оборот между странами Европы и Азии составляет $1 трлн, но лишь 1% грузов перевозится по территории России. По оценкам Делового консультативного совета АТЭС, к 2020 г. торговый поток можно было бы увеличить в 5 раз за счет транзита через российскую территорию, что могло бы обеспечить России ежегодные дополнительные вливания в экономику до $5 млрд.

В частности, Россия хотела бы воспользоваться новой инфраструктурой для увеличения экспорта зерна через Дальний Восток из Зауралья в страны Азии, говорит человек, близкий к деловому совету: сейчас через восточные порты ежегодно транспортируется 70 000 т зерна, а можно было бы 10 млн т (о соглашении по увеличению мощности зернового терминала см. статью на стр. 07). На полях саммита Путин встречался с лидерами стран, наиболее заинтересованных в продвижении этого проекта, отметил человек в российской делегации: Южной Кореи и Китаю он дает новые возможности для расширения и ускорения экспорта своей продукции в Европу, а Брунею, Малайзии и Индонезии – в диверсификации поставок зерна.

Лидеры и бизнесмены стран – участниц саммита интересовались, готова ли Россия дать иностранным инвесторам доступ к добыче ресурсов и покупке земли, рассказал участник саммита. Путин обещал поддержку, но заметил, что приоритет будет у стран, имеющих не только денежный и трудовой, но интеллектуальный и технологический капитал. То есть в аграрном секторе это скорее Австралия, чем Китай, пояснил член российской делегации.

Внимание к первому саммиту на российской территории понятно, но принятые решения носят рекомендательный характер и, конечно, не все будут реализованы, отмечает Леонид Гусев из МГИМО. Так, разговоры о железнодорожном коридоре через Корейский полуостров ведутся с середины 2000-х, но его реализация зависит от отношений между двумя Кореями, ожидать прорыва не приходится.

Если ситуация с качеством госуправления в России не изменится, то интеграция в регион может даже усугубить положение Сибири и Дальнего Востока, уверен Дмитрий Суслов из Совета по внешней и оборонной политике: соглашение о свободной торговле лишь закрепит модель, в которой Россия экспортирует энергоресурсы, импортируя технологичную продукцию, а сохранение монополии РЖД на перевозки и отказ от развития высокоскоростных магистралей пока делают невозможным развитие транспортных потоков.