Владимир Путин защитил «Газпром» от внимания ЕС

Президент Путин решил защитить «Газпром» указом: стратегические госкомпании теперь будут обязаны согласовывать действия с государством, если к ним есть претензии иностранных властей. Отказ от сотрудничества может навредить самому «Газпрому», предупреждает эксперт
А. Коротаев/ ИТАР-ТАСС

Согласие потребуется, если иностранные государства, их контролирующие или регулирующие органы запросят у российских госкомпаний информацию помимо той, что они обязаны раскрывать. Без согласия федерального органа власти нельзя будет по требованию иностранных партнеров менять ценовую политику, внося правки в договоры, или продавать иностранные активы.

Прежде чем ответить на требования иностранных государств, их союзных объединений или международных организаций, госкомпании и их «дочки» теперь должны будут согласовать действия с федеральным органом власти. С каким именно – в течение месяца определит правительство. Такой указ подписал президент Владимир Путин, сообщила его пресс-служба.

Под этим предлогом госкомпании теперь смогут не предоставлять суду и следствию документы и не давать показаний, а это может застопорить любую тяжбу, считает чиновник, близкий к администрации президента, прежде работавший в одной из монополий. Но переводить судебное разбирательство на межгосударственный уровень все равно нельзя, замечает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: главное – что информацию об их деятельности, которая может навредить интересам России, они смогут предоставлять только по особому разрешению.

Информацию о своей деятельности вскоре как раз придется предоставлять «Газпрому», в отношении которого Еврокомиссия начала антимонопольное расследование. Указ прямо регулирует такие ситуации, как прошлогодние обыски в «дочках» «Газпрома» и это расследование, заявил представитель «Газпрома» Сергей Куприянов (цитаты по «Интерфаксу»).

Расследование начато на прошлой неделе. Европейцы подозревают, что «Газпром» старался ограничить конкуренцию на газовых рынках Европы, мешать членам ЕС диверсифицировать импорт газа; кроме того, изучению подлежит привязка «Газпромом» своих цен к ценам на нефть. Сроки расследования не определены: это зависит в том числе от того, насколько активно «Газпром» будет сотрудничать с Еврокомиссией.

«Газпром» впредь будет предоставлять информацию только после согласования с уполномоченным органом, предупредил Куприянов. Представитель Еврокомиссии не сказал, может ли указ Путина помешать расследованию.

Заявление Еврокомиссии о начале расследования вызывает у «Газпрома» «недоумение», заявил Куприянов: история поставок в Европу насчитывает более 40 лет, и «Газпром» всегда соблюдает законы тех стран, где работает. Это давление со стороны Еврокомиссии с целью повлиять на цены и результаты коммерческих переговоров, что явно противоречит принципам рынка, возмущается он. «Европа хочет сохранить политическое влияние и чтобы мы за это немножко заплатили», – объяснял Путин.

Консультации с «Газпромом» о скидках ведут RWE, PGNiG, Shell Energy Europe, группа Centrex, швейцарская EGL, голландская GasTerra и датская DONG, следовало из материалов «Газпрома». Изменения ценовой политики необходимо будет согласовывать также с уполномоченным органом, объяснил Куприянов: если выяснится, что скидки наносят экономический ущерб России, их не будет. RWE, PGNiG и Литва после президентского указа больше не смогут вести с «Газпромом» переговоры о скидках, заявил вчера предправления «Газпрома» Алексей Миллер.

Для «Газпрома» указ ничего не меняет, он действует в интересах государства и по-прежнему будет управляться в ручном режиме, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, разве что у «Газпрома» появится лишний способ затягивать расследование.

Если «Газпром» не будет предоставлять информацию и сотрудничать со следствием, ему же хуже, замечает адвокат Илья Рачков: Еврокомиссии придется принять решение на основании информации одной стороны, например Польши или Литвы.