Декларирование доходов чиновниками не стало антикоррупционной мерой

Декларирование чиновниками своих доходов не работает как антикоррупционная мера, выяснили исследователи из Высшей школы экономики. Нужно пересмотреть принципы декларирования, а не вводить контроль за расходами
Д.Абрамов

Действующая система антикоррупционного декларирования неэффективна и принципиально не улучшится даже после принятия закона о контроле за расходами чиновников – по крайней мере, в том виде, в котором он одобрен Госдумой в первом чтении. К такому выводу пришли исследователи из Высшей школы экономики Алексей Конов и Андрей Яковлев, подготовившие – с использованием материалов Института государственного и муниципального управления – доклад о развитии системы антикоррупционного декларирования в России.

Конов и Яковлев выделяют некоторые ее недостатки: неудачная форма предоставления сведений, которая не позволяет получить информацию об источнике доходов чиновника и стоимости их имущества; отсутствие механизма регулярной проверки этих данных – это делается только выборочно. Но главное, считают они, – система не направлена на поиск индикаторов коррупции – данных, указывающих на возможное нарушение: таких, например, как несоответствие расходов официальным доходам, приобретение имущества по цене, значительно ниже рыночной, и проч.

Яковлев признается, что желание провести такое исследование возникло у него во время работы над Стратегией социально-экономического развития до 2020 г., где он занимался вопросами развития конкуренции. «Чем дальше, тем яснее становилось: даже самые правильные меры не дадут результата, если не будет решена проблема конфликта интересов», – констатирует он.

Ученые разработали комплекс предложений, которые могут быть реализованы, как они утверждают, с учетом ограниченного объема имеющихся ресурсов. Но для этого необходимо пересмотреть базовые процедуры предоставления, публикации и проверки деклараций.

Предлагается прежде всего отказаться от отдельной процедуры декларирования расходов – эту функцию способно обеспечить последовательное декларирование имущества. Но декларировать следует не имущество на отчетную дату, а сделки с ним за отчетный период, это позволит избежать пробелов в отчетах. Также чиновники должны указывать конкретный источник происхождения средств, а не способ, как это делается сейчас. Они должны отчитываться и за наличные деньги, и за драгоценности, и за другие предметы роскоши – в противном случае они смогут оправдать за счет таких активов любое приобретение.

Декларации должны подавать также совершеннолетние дети госслужащих – либо их родители должны объяснить, почему этого не сделано.

Проверка деклараций должна быть не выборочной, как сейчас, а обязательной. Сведения должны проверяться на предмет наличия индикаторов коррупции. Проверкой должны заниматься органы, имеющие опыт финансовых расследований, – Счетная палата, Генпрокуратура, а результаты должны быть доступны максимально широкому кругу общественности.

Одновременно можно подумать и о сокращении числа декларантов, считают авторы доклада: сейчас о доходах отчитываются сотни тысяч служащих, но эти данные лежат мертвым грузом. Целесообразнее было бы сосредоточиться на чиновниках, представляющих высший уровень власти, это примерно 5–7% должностей, но они наиболее подвержены коррупционным рискам. На первом этапе эксперты рекомендуют не вводить жесткого наказания за коррупционные нарушения и сделать акцент не на уголовных, а на дисциплинарных санкциях: это позволит смягчить противодействие реформе и создаст стимулы к мирному уходу чиновников с госслужбы, полагают они.

Авторы доклада рассчитывают, что еще успеют повлиять на формирование правил, регламентирующих действия чиновников. Процесс изменения запущен, напоминает Яковлев: в Госдуме находится законопроект о контроле за расходами госслужащих.

Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн уверен, что законопроект претерпит серьезные изменения. Но пока рано говорить, какие именно и как могут быть учтены рекомендации Высшей школы экономики, считает депутат.

Предложение сократить число декларантов разумно, это серьезно облегчит работу с данными, согласен адвокат Михаил Барщевский. Не все предложения экспертов Высшей школы экономики полезны и реалистичны: например, раскрытие данных на совершеннолетних детей выглядит проблематично с практической точки зрения. Невозможно будет проверить и данные о приобретении или продаже драгоценных металлов, полагает Барщевский.