Единороссы придумали, как агитировать без портретов тандема

Из-за прошлогоднего провала единороссам пришлось отказаться в агитации от образов Владимира Путина и Дмитрия Медведева. На октябрьских выборах применяют новую тактику работы с электоратом
D.SEMYONOV/ AFP

Единороссы отказались от персонификации агитационной кампании на осенних выборах. С 2008 г. важной частью наружной агитации были портреты Медведева и Путина, которые выполняли и другую важную роль – постоянно напоминали о наличии в стране правящего тандема. Сейчас такой необходимости нет, поясняет высокопоставленный единоросс. Но даже в благополучные времена разрешения использовать образы руководителей давались только тем регионам, где партия гарантированно получала большинство. Поскольку сейчас прогнозировать результат сложно, то и давать разрешения не стали, говорит собеседник «Ведомостей».

Кроме того, начиная с думской кампании баннеры вызывают у населения только раздражение, объясняет это решение другой собеседник в партии, теперь даже губернаторам и лидерам списков рекомендовано избегать портретных баннеров.

Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов сообщил «Ведомостям», что партия намерена уберечь города от засорения агитационными материалами, учитывая расширенный состав участников осенней кампании, в которой 26 новых партий, а в дальнейшем будет требовать от муниципальных властей создавать единые защищенные стенды на остановках для размещения агитации всех партий.

О новом подходе к агитации рассказали несколько собеседников в партии. Лидеры страны все-таки участвуют в кампании, посещая предвыборные регионы, но поскольку есть запрос на прямое общение и обратную связь, то выбран формат их встреч с партактивом, где кандидаты в губернаторы и депутаты задают вопросы как бы от имени избирателей. Фотографии этих встреч, если что, можно будет использовать и без личного разрешения руководства страны.

Непосредственно в агитации рекомендовано демонстрировать не планы и обещания, как было раньше, а сообщать о том, что уже построено и вот-вот будет открыто (см. врез). Агитация разбита на три условных блока: федеральная, региональная и общественно значимая. Федеральная включает, например для сельскохозяйственных регионов – Пензы, Рязани, Белгорода, Брянска и Кубани – разговор о защите отечественных аграриев после вступления России в ВТО.

Региональная агитация учтет местную специфику. На Сахалине, где был объявлен конкурс на лучшие названия островов Курильской гряды, единороссы поговорят о патриотизме, в Амурской области – о расселении бараков, во Владивостоке – о развитии региональной авиации, на Кубани – о дружбе народов и предупреждении стихийных бедствий. К общественно значимой агитации единороссы относят такие вопросы, как оценка действий Pussy Riot и имущественные ограничения для чиновников.

Для встреч с избирателями рекомендовано избирать не лучшие площадки с большой вместимостью, а более камерные, которые легче собрать, так как загонять туда избирателей запрещено руководством, говорит региональный партиец.

Единороссов учат надеяться не на тандем, а на себя и дают понять, что натягивать им процент никто не будет, категоричен чиновник Кремля.