ПАСЕ сформулировала понятие «политический заключенный»


В среду вечером Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) обсуждала определение «политический заключенный». До сегодняшнего дня парламентарии полагались на мнение экспертов, сформулированное в 2001 г. Тогда использование этого термина и критерии его определения не были утверждены резолюцией.

В 2009 г. поработать над определением термина было поручено немецкому депутату-социалисту Кристофу Штрассеру. Его предложения повторили мнение экспертов одиннадцатилетней давности, предложивших четыре критерия. Во-первых, политическим заключенным может считаться лицо, лишенное личной свободы, если лишение свободы было применено в нарушение одного из основных прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека (ЕКПЧ) и протоколами к ней, в частности свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнения и информации, а также свободы собраний и объединений. Во-вторых, человек, лишение свободы которого было применено по явно политическим причинам без связи с каким-либо правонарушением. В-третьих, заключенный, продолжительность и условия заключения которого являлись явно несоразмерными по отношению к правонарушению, в котором он был признан виновным или подозревается. В-четвертых, политическим заключенным считается лицо, которое было лишено свободы "на дискриминационной по сравнению с другими лицами основе".

Некоторые депутаты критиковали Штрассера за плохо проделанную работу – он всего лишь повторил мнение экспертов. Российский депутат-коммунист Леонид Калашников указывал, что такое определение позволяет расширительно трактовать понятие "политический заключенный" и наделять этим определением террористов и незаконных торговцев оружием. Депутат от ЛДПР Леонид Слуцкий призывал коллег не торопиться с утверждением определения. «Текст резолюции будет использован для политического давления, это не приведет к положительным результатам», - заявил он. Против принятия определения был и бывший президент ПАСЕ, депутат из Турции Мевлют Чавошоглу, назвавший такое определение «чепухой», а также члены делегации Азербайджана. Однако, по мнению немецкого депутата Марин Шустер, поддерживаемые ими поправки – передать право определения понятия "политический заключенный" исключительно в ведение Европейского суда по правам человека – дискредитировало бы ПАСЕ. В таком случае заключенным пришлось бы годы ожидать решения суда, предупреждал депутат с Украины Сергей Соболев. В итоге это предложение не было поддержано, а депутаты приняли резолюцию, введя четыре критерия и рекомендовав странам - членам Совета Европы пересмотреть дела предполагаемых политзаключенных, исходя из принятых критериев.