США арестовали группу российских промышленных шпионов

Через фиктивную американскую компанию они нелегально поставляли электронику двойного назначения для нужд ВПК России
David J. Phillip

Прокуратура нью-йоркского района Бруклин в среду предъявила обвинения 11 подозреваемым в незаконном экспорте военных технологий в Россию, за что им грозит до 20 лет лишения свободы, передают американские СМИ со ссылкой на заявление министерства юстиции.

В заявлении бруклинского прокурора Лоретты Линч говорится, что фигуранты дела обвиняются в экспорте микроэлектроники, которая «находится под строгим правительственным контролем ввиду ее возможного использования во многих военных системах». В документе минюста, который цитируют американские СМИ, отмечается, что микроэлектроника поставлялась в разведывательные и военные учреждения России.

По делу арестованы восемь человек, еще трое, по данным американских властей, находятся за пределами США. Главный фигурант дела - 46-летний уроженец Казахстана Александр Фишенко, имеющий двойное гражданство - России и США. Помимо незаконного экспорта электроники его обвиняют в том, что он действовал в США в качестве российского агента, не уведомив об этом американские власти. Такие же обвинения выдвигались в адрес российских разведчиков, арестованных в США летом 2010 г. и позже поменянных на российских граждан, отбывавших в России наказание за государственную измену в пользу США и Великобритании.

10 российских агентов, арестованных 28 июня

По мнению американских следователей, через основанную им в Хьюстоне вместе с женой компанию Arc Electronics Фишенко закупал у американских фирм электронику двойного назначения и поставлял ее в Россию, где она могла использоваться для военных нужд, в частности в радарах, взрывателях, системах наблюдения и наведения. Оборот такой электроники в США легален, но для ее экспорта требуется специальная лицензия, которой у Arc Electronics не было.

Со ссылкой на перехваченные телефонные переговоры и электронную почту американские следователи утверждают, что фирма Фишенко обманывала продавцов: заверяя, что покупает электронику для собственных нужд, она выдавала себя за производителя осветительной техники. Добытую таким образом электронику Фишенко по подложным документам переправлял своей российской компании Apex System. По подсчетам американских следователей, с 2008 г. через Arc Electronics прошло электроники на $50 млн.

Российское генконсульство в Нью-Йорке дело не комментирует. "Давать какие-либо комментарии по этому поводу в нью-йоркском генконсульстве РФ пока считают преждевременным", - сказал "Интерфаксу" вице-консул России в Нью-Йорке Егор Иванов.

Отсутствие в России элементной базы для сложной электроники - секрет Полишинеля. На презентации первых гражданских приемников «Глонасс» в 2008 г. гендиректор НИИ космического приборостроения Юрий Королев признавался: из всех деталей в приемнике российской была только антенна — остальное импортное. «Российская электронная промышленность не производит элементов, необходимых для таких приборов, — жаловался он. — Мы дошли до того, что приходится самим печатать подложки для антенн, используя глину из Гжели. Из этой глины хорошо делать горшки, но она не радиоэлектронная, впрочем, ничего другого у нас нет". «Эту базу увидят в лучшем случае наши внуки, да и то вряд ли, — иронизировал директор одной из компаний, работающих с Роскосмосом. — В наших спутниках более 60% электронных компонентов зарубежные». По его оценке, годовой объем закупок электронной компонентной базы для отрасли — 10-12 млрд руб.

В военной и гражданской космической промышленности используется электронная компонентная база (ЭКБ) классов military и space — «военного» и «космического» уровня надежности, работающая длительное время при экстремальных воздействиях. Купить такие компоненты за рубежом непросто — существуют особые процедуры и экспортные ограничения для России. Для таких поставок нужны лицензии министерства торговли и госдепартамента США. Но для этого "нужно действовать по закону и говорить всю правду», рассказывал "Ведомостям" один из американских поставщиков электроники для нужд российской космической промышленности. «Говорить правду» означает, что при покупке определенных элементов необходимо предоставлять полную информацию о том, где именно они будут установлены. Часто российские компании "говорить правду" США не хотят и действуют через специальные «мобильные организации», часто аффилированные с российскими чиновниками.

Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин в интервью "Ведомостям" недавно говорил, что хочет поменять систему: «В начале этого года мы провели переговоры с госдепартаментом США о том, чтобы Роскосмос мог выйти напрямую на американских производителей электроники и не просто закупать, а брать также и сертификаты. И получили предварительное согласие».