ЕСПЧ: Россия лишила Алексея Пичугина справедливого суда

Россия должна выплатить бывшему руководителю службы безопасности ЮКОСа 9500 евро компенсации
Алексей Пичугин/ Ю.Машков/ ИТАР-ТАСС

Публикация решения ЕСПЧ совпала с объявлением о покупке "Роснефтью", получившей основную часть активов ЮКОСа после его ликвидации, у британской BP и консорциума AAP компании ТНК-BP за $61 млрд. Летом российское правительство проиграло в стокгольмском арбитраже дело по иску от семи испанских инвестфондов — держателей ADR ЮКОСа. В той оценке стоимости цена акции ЮКОСа была определена по состоянию на 23 ноября 2007 г. в размере $27,76, таким образом, стоимость ЮКОСа составляла $62,1 млрд.

Власти России нарушили права бывшего начальника службы внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина на справедливое судебное разбирательство, постановил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Это нарушение статьи 6 Европейской конвенции по правам человека. ЕСПЧ постановил взыскать в пользу Пичугина 9500 евро как компенсацию морального вреда и судебных издержек.

Алексей Пичугин отбывает наказание по двум уголовным делам - по обвинению в организации убийств и покушений на убийства. По первому делу он получил 20 лет лишения свободы в 2005 г., по второму делу суд приговорил его в 2007 г. к пожизненному заключению. В частности, он признан виновным в организации убийства супругов Гориных, тела которых не нашли, и в подготовке покушения на бывшего советника Михаила Ходорковского Ольгу Костину. Также он обвинялся в соучастии в убийстве директора ТОО ТФ "Феникс" Валентины Корнеевой (владелицы магазина "Чай", помещение которого она, по версии следствия, отказалась продавать в конце 1990-х банку "Менатеп") и убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в 1998 г. Пичугин все обвинения отрицал и заявлял в суде, что в ходе следствия против него применялись спецсредства. В жалобе, которую осужденный подал в Страсбургский суд, он указал, что в его отношении были нарушены три статьи Европейской конвенции: статья 3, которая запрещает пытки, статья 5, которая гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, и статья 6, напоминает "РИА Новости".

В ЕСПЧ считают, что решение суда проводить слушания в закрытом режиме было необоснованным и нарушило права Пичугина. Также, по мнению суда, осужденному не дали адекватной возможности опровергнуть в ходе процесса свидетельские показания. Кроме того, ЕСПЧ удовлетворил жалобы Пичугина, связанные с его содержанием под стражей: по мнению Страсбургского суда арест заявителя был законен, однако рассмотрение его жалоб на заключение под стражу было затянутым и неэффективным, что нарушило его право на свободу и личную неприкосновенность. Жалобу в части нарушений статьи 3 о пытках ЕСПЧ рассматривать не стал.

Еще одним обвиняемым по делам об убийствах, за которые получил срок Пичугин, был бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин. Его судили в России заочно. Комментируя дела ЮКОСа, Владимир Путин неоднократно напоминал о "крови на руках" совладельцев этой компании. Так, отвечая на вопросы россиян в декабре 2010 г., он напомнил, что "руководитель службы безопасности ЮКОСа сидит в тюрьме за убийство". "Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов - убили. Женщина здесь в Москве не отдала им свое маленькое помещение, которое они хотели забрать, - убили. Киллера, которого наняли, убили, мозги только одни нашли в гараже. Что? Руководитель службы безопасности сам что ли, по собственной инициативе все эти преступления совершил?" - сказал тогда Путин. Он предположил тогда, что Пичугин "совершал" убийства "не по собственной инициативе".

Два других совладельца ЮКОСа, бывший руководитель компании Михаил Ходорковский и бывший руководитель "Менатепа" Платон Лебедев отбывают сроки по двум делам - по обвинению в хищении 200 млн т нефти и отмывании денег и по обвинению в неуплате налогов. Еще один совладелец компании - Владимир Дубов заочно осужден на восемь лет за хищение бюджетных средств. Обвинения выдвигались и в адрес других менеджеров ЮКОСа и связанных с ним компаний. В 2008 г. кроме Ходорковского, Лебедева и Пичугина в заключении находились также юристы компании Светлана Бахмина и Василий Алексанян, который одно время занимал должность вице-президента ЮКОСа, замуправделами "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин и бывший замруководителя дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин. Все четверо вышли на свободу, Алексанян скончался от заболеваний, которые серьезно обострились за время, проведенное под стражей.

В сентябре 2011 г. ЕСПЧ признал нарушение прав Ходорковского и Лебедева на справедливое судебное разбирательство и на защиту собственности, но не признал дело ЮКОСа политическим.

5 марта 2012 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре проверить дела ЮКОСа в числе других резонансных дел. Проверка не выявила нарушений в этих делах.