В правительстве не одобрили балльную систему штрафов за нарушения ПДД

Во властных структурах возник спор вокруг идеи единороссов вернуть балльную систему учета наказаний за нарушение правил дорожного движения
С.Портер/ Ведомости

Правительственная комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова в понедельник рассмотрела подготовленные зампредом конституционного комитета Госдумы единороссом Вячеславом Лысаковым поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за вождение в нетрезвом виде и другие нарушения (см.врез). Максимальное наказание – штраф 50000 руб. и лишение прав на три года.

В правительстве одобрили ужесточение наказания и предложили еще увеличить штрафы за пьяную езду, рассказал «Ведомостям» чиновник правительства, а вот главную новеллу законопроекта, балльную систему учета нарушений, даже не стали рассматривать всерьез.

Впрочем, пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова говорит, что единого мнения в правительстве по поводу балльной системы нет.

Лысаков предлагал, чтобы водитель, набравший 200 баллов (1 балл за каждые 100 руб. штрафа) и нарушивший правила более трех раз, лишался прав на год и получал их назад только после пересдачи устного экзамена на знание ПДД.

Теперь Лысаков уверяет, что в правительстве концепцию в целом не изменили, а отказываться от балльной системы неправильно: она поможет поставить на учет злостных нарушителей. «У виновников самых тяжелых ДТП за спиной по 20–30 штрафов, если их не остановить в начале, под их колесами кто-то погибнет», – говорит депутат.

Председатель комитета по общественным объединениям либерал-демократ Ярослав Нилов считает, что предложение Лысакова усилит коррупцию, а бороться с нарушителями не поможет, да и водители могут пострадать незаслуженно.

Система будет эффективна, возражает единоросс, зампред конституционного комитета Дмитрий Вяткин: в основном она ударит по тем, кто совершает много мелких нарушений и привык оставаться безнаказанным.

На вопрос, кому будут начисляться баллы, если нарушение установлено видеофиксатором, один из депутатов, знакомый с ходом подготовки поправок, отвечал, что баллы получит владелец машины, а то, что он кому-то доверил автомобиль, – его проблема. По мнению президента Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктора Травина, это приведет к массовому переписыванию автомобилей на юридические лица и родственников, не владеющих правами.

Балльная система действовала в 1992–1997 гг. и отменена как антиконституционная, по ней за одно деяние назначается три наказания: штраф, начисление баллов и лишение прав по совокупности, говорит вице-президент Движения автомобилистов Леонид Ольшанский. Балльная система не улучшила ситуации на дорогах, помнит он, и взятки при ней были выше в сопоставимых деньгах, чем сейчас.

Лысаков считает, что коррупция будет при любой системе, а повышение суммы взятки тоже поможет остановить нарушителей. Это вопрос увеличения ответственности полицейских за получение взяток, уверен он.