Строители ждут от нового руководителя Росавтодора более прозрачных тендеров

В Росавтодоре спустя два месяца после претензий Генпрокуратуры сменился начальник. Новому руководителю Роману Старовойту досталось богатое, но проблемное хозяйство. Строители ждут от него более честных тендеров
Дорожному хозяйству нашли нового начальника/ Д. Абрамов/ Ведомости

Вчера на сайте правительства были опубликованы подписанные еще 15 ноября премьером Дмитрием Медведевым распоряжения о перестановках в Росавтодоре: вместо Анатолия Чабунина агентство возглавил бывший сотрудник аппарата правительства Роман Старовойт.

Росавтодор отвечает за строительство, реконструкцию и содержание федеральных трасс протяженностью 49900 км (данные Росавтодора). Менее половины соответствуют нормативным требованиям и выйти на нормативы финансирования удастся не ранее 2014 г., говорил в сентябре в интервью «Ведомостям» министр транспорта Максим Соколов. При этом Росавтодор – одно из крупнейших по бюджету агентств. В 2013 г. оно получит 349,7 млрд руб., в 2014 г. – 387,6 млрд, в 2015 г. – 391,8 млрд. Дорожные подряды оно размещает не напрямую, а через подведомственные казенные и унитарные предприятия (их около 50), которые являются операторами построенной трассы или дирекцией строящейся. По экспертным оценкам, российские дороги – одни из самых дорогих в мире, но Минтранс утверждает, что это не так (см.врез).

Официальная причина отставки Чабунина – переход на новую работу. На госслужбе он не останется, уверен сотрудник аппарата правительства. В отставку Чабунин был отправлен спустя два месяца после жесткой критики агентства со стороны Генпрокуратуры. Надзорное ведомство сообщило о 40000 нарушений в дорожном строительстве, а главным виновником назвало как раз Росавтодор. В Мордовии 195,1 млн руб., выделенных на реконструкцию автодорог Саранска, были израсходованы на иные объекты. На строительстве дорог может вороваться до 60% средств, утверждал бывший руководитель Росфиннадзора Сергей Павленко. Чабунин отвечал, что уровень коррупции в его ведомстве «не выше, чем в среднем по России».

Новый руководитель поможет реализовать задачи, которые стоят перед правительством в дорожном строительстве, заявил «Ведомостям» Соколов. Старовойт – грамотный государственный менеджер, умеет структурировать поставленную перед ним задачу и добиваться ее исполнения, объяснил он свой выбор. Росавтодору следует активно развивать дорожные фонды, например они должны появится у муниципалитетов, отмечает министр: «Нужно повышать эффективность бюджетных расходов, активнее искать частных инвесторов».

Старовойт работает под руководством Соколова с 2005 г. Сначала в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, а с 2010 г. по май 2012 г. – в департаменте промышленности и инфраструктуры аппарата правительства. В Белом доме Старовойт отвечал не за дороги, а за строительство – курировал подготовку Сочи к Олимпиаде, разработку ФЦП «Жилище» на 2011–2015 гг., занимался реформой ЖКХ. Он грамотный инженер, хороший администратор и системный человек, отмечает гендиректор «Инжтрансстроя» Ефим Басин.

Росавтодору нужно стать более независимым и объективным при размещении подрядов, считает Басин: «До сих пор наблюдалась ангажированность компаний, которые прилипли к Росавтодору». Но ни сами компании, ни тендеры Басин не называет. Сотрудник другой крупной компании, занимающейся дорожным строительством, сомневается, что дело в Росавтодоре: «Крупные контракты – политические решения, Росавтодор – лишь исполнитель». Представитель «Мостотреста» от комментариев отказался.

Денег на дорожное строительство выделяется мало, а тратящих их структур много, отмечает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Кроме Росавтодора, этим занимаются госкомпания «Автодор», Минтранс и Минэкономразвития, напоминает он: «Поменяли немолодого руководителя на молодого. Что может измениться со сменой руководителя? Ничего!» Нужны дополнительные источники финансирования, иначе проблему не решить, отмечает Блинкин. Росавтодору он советует разработать систему оценки эффективности затрат на дорожное строительство.