Дальнему Востоку для развития нужно 5 трлн руб.

Для развития Дальнего Востока нужно реализовать почти 100 масштабных проектов на 5 трлн руб. – таковы предложения нового министерства, созданного специально для ускоренного подъема экономики дальневосточных территорий
Подъем экономики Дальнего Востока профинансирует вся страна - бюджетными вливаниями и налоговыми льготами/ S.Karpukhin/ REUTERS

Министерство по развитию Дальнего Востока представило во Внешэкономбанк (ВЭБ) перечень приоритетных проектов Дальневосточного округа (см. на www.vedomosti.ru). Эти 92 проекта могут быть реализованы с помощью дочерней компании ВЭБа – ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», говорит представитель министерства. Проекты Минвостокразвития сейчас рассматриваются в госкорпорации, сообщил представитель ВЭБа. Совокупная оценка всех этих проектов близка к 5 трлн руб., сообщили «Ведомостям» чиновник министерства и сотрудник ВЭБа, но источники их финансирования «не обязательно только бюджетные», добавил чиновник. В этом году из федерального бюджета на развитие территории решено добавить 104 млрд руб., из них 15 млрд руб. пошло в капитал «Фонда развития».

Идею приоритетного и ускоренного развития Дальневосточного региона начал активно продвигать в прошлом году Сергей Шойгу, он же предложил создать специальную госкорпорацию развития Дальнего Востока и был готов ее возглавить, но карьера тогдашнего министра МЧС сложилась иначе, и теперь он возглавляет Минобороны. Однако идея получила развитие: в правительстве Дмитрия Медведева появилось новое министерство, отвечающее за развитие территории Дальневосточного округа, возглавил его полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Сейчас правительство готовит законопроект о предоставлении льгот по налогу на прибыль, землю и имущество для дальневосточных проектов.

В перечне проектов Минвостокразвития основная роль отводится инфраструктуре – 35 проектов. Например, предлагается реконструировать БАМ, построить мост на Сахалин, модернизировать Транссиб и соединить его с Транскорейской магистралью. Реконструкцию БАМа министерство оценило в 1,1 трлн руб., рассказывает его сотрудник: «Это самый затратный проект и один из самых длительных». Объем грузоперевозок должен быть увеличен к 2015 г. до 52 млн т, а к 2030 г. – до 100 млн т (в 2011 г. перевезено около 10 млн т). Бизнес-плана и проектно-сметной документации по проектам нет, начинать расчеты имеет смысл после политического решения о реализации проекта, говорит сотрудник министерства. Хотя он же добавил: «Мы знаем, как тот же БАМ сделать окупаемым проектом, и готовы предлагать этот механизм». Между тем проект расширения пропускной способности БАМа и Транссиба включен в Генеральную схему развития железных дорог до 2020 г. (внутренний документ РЖД). В этом документе значится объем финансирования развития БАМа и Транссиба в ценах 2011 г. – 918 млрд руб., из которых на БАМ отводится 737 млрд руб. Проекты развития БАМа и Транссиба президент РЖД Владимир Якунин представлял правительству еще в апреле, но в инвестпрограмму РЖД на 2013–2015 гг. они не включены.

Еще 30 проектов – энергетические. Минвостокразвития предлагает построить две ГРЭС – в Якутии и на Сахалине, Жупановскую ГЭС на Камчатке и Уссурийскую ТЭЦ в Приморском крае. Последняя перекочевала в перечень из других правительственных программ. Согласно федеральной целевой программе по Дальнему Востоку эта ТЭЦ должна была быть построена в этом году и на нее заложены расходы в 22,6 млрд руб. из внебюджетных источников.

Производственных проектов у Минвостокразвития 20. Один из них раньше планировалось реализовывать через инвестфонд «Комплексное развитие Южной Якутии»: это расширение производства угля, наращивание золотодобычи, освоение железорудных и апатитовых месторождений. Также предложено построить магистральный газопровод Якутский центр газодобычи – Хабаровск – Владивосток и Сахалин – Хабаровск – Владивосток, обустроив его газохимическими производствами. Большинство проектов имеет отношение к природным ресурсам и полезным ископаемым.

«Список Минвостокразвития составлен из логики: проект политически целесообразен и на него надо потратить такую-то сумму. Экономическая целесообразность не просчитана», – критикует эти предложения сотрудник госкорпорации. Кроме этого перечня ВЭБ уже получил списки от Минэнерго, Минпромторга, Минсельхоза, Минрегиона, Минтранса, РЖД, ФСК и Сибирского федерального округа.

Некоторые проекты повторяются в разных списках, рассказывает сотрудник ВЭБа, но у госкорпорации нет полномочий согласовывать предложения ведомств, поэтому списки всех проектов отправлены премьеру.

Дальневосточный фонд ВЭБа отправил в правительство свою инвестстратегию, рассказывает его сотрудник. Фонд готов начать работать над тремя темами: налаживание нормального авиасообщения, организация производства продовольствия (включая сельское хозяйство и рыбу) и развитие действующего промпроизводства.

Премьер давал поручение именно Минвостокразвития представить согласованный перечень проектов, поэтому главным следует считать список министерства, сообщил «Ведомостям» сотрудник аппарата правительства. Итоговый список должен утвердить первый вице-премьер Игорь Шувалов, но никаких совещаний по этому поводу у него пока не назначено, добавляет он.

В администрации президента с проектами Минвостокразвития знакомы, говорит сотрудник Кремля, «эти новые задачи в государственных программах» на следующей неделе будет обсуждать президиум Госсовета на заседании по развитию Дальнего Востока. Но прежде чем принимать решение о выделении средств на дальневосточные проекты, нужно отладить систему управления ими. «Если используются механизмы неэффективной системы, то это только воспроизводит систему, а не меняет ее», – считает чиновник администрации президента. Федеральный чиновник в беседе с «Ведомостями» назвал список Ишаева маниловщиной, добавив, что «это просто невозможно». Сам Ишаев уверен, что возможно – нужны только политическая воля и график реализации.

Без больших бюджетных затрат реализовать инфраструктурные проекты не удастся, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: «Дороги – это дорого». Главное – чтобы отобранные для финансирования проекты были полезны экономике всей страны, а не только отдельным промышленным предприятиям, которые просят провести дороги к своим месторождениям, сказал он.