Статья опубликована в № 3234 от 20.11.2012 под заголовком: Освоение страны

Дальнему Востоку для развития нужно 5 трлн руб.

Для развития Дальнего Востока нужно реализовать почти 100 масштабных проектов на 5 трлн руб. – таковы предложения нового министерства, созданного специально для ускоренного подъема экономики дальневосточных территорий
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Подъем экономики Дальнего Востока профинансирует вся страна - бюджетными вливаниями и налоговыми льготами
S.Karpukhin / REUTERS

Министерство по развитию Дальнего Востока представило во Внешэкономбанк (ВЭБ) перечень приоритетных проектов Дальневосточного округа (см. на www.vedomosti.ru). Эти 92 проекта могут быть реализованы с помощью дочерней компании ВЭБа – ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», говорит представитель министерства. Проекты Минвостокразвития сейчас рассматриваются в госкорпорации, сообщил представитель ВЭБа. Совокупная оценка всех этих проектов близка к 5 трлн руб., сообщили «Ведомостям» чиновник министерства и сотрудник ВЭБа, но источники их финансирования «не обязательно только бюджетные», добавил чиновник. В этом году из федерального бюджета на развитие территории решено добавить 104 млрд руб., из них 15 млрд руб. пошло в капитал «Фонда развития».

Идею приоритетного и ускоренного развития Дальневосточного региона начал активно продвигать в прошлом году Сергей Шойгу, он же предложил создать специальную госкорпорацию развития Дальнего Востока и был готов ее возглавить, но карьера тогдашнего министра МЧС сложилась иначе, и теперь он возглавляет Минобороны. Однако идея получила развитие: в правительстве Дмитрия Медведева появилось новое министерство, отвечающее за развитие территории Дальневосточного округа, возглавил его полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Сейчас правительство готовит законопроект о предоставлении льгот по налогу на прибыль, землю и имущество для дальневосточных проектов.

В перечне проектов Минвостокразвития основная роль отводится инфраструктуре – 35 проектов. Например, предлагается реконструировать БАМ, построить мост на Сахалин, модернизировать Транссиб и соединить его с Транскорейской магистралью. Реконструкцию БАМа министерство оценило в 1,1 трлн руб., рассказывает его сотрудник: «Это самый затратный проект и один из самых длительных». Объем грузоперевозок должен быть увеличен к 2015 г. до 52 млн т, а к 2030 г. – до 100 млн т (в 2011 г. перевезено около 10 млн т). Бизнес-плана и проектно-сметной документации по проектам нет, начинать расчеты имеет смысл после политического решения о реализации проекта, говорит сотрудник министерства. Хотя он же добавил: «Мы знаем, как тот же БАМ сделать окупаемым проектом, и готовы предлагать этот механизм». Между тем проект расширения пропускной способности БАМа и Транссиба включен в Генеральную схему развития железных дорог до 2020 г. (внутренний документ РЖД). В этом документе значится объем финансирования развития БАМа и Транссиба в ценах 2011 г. – 918 млрд руб., из которых на БАМ отводится 737 млрд руб. Проекты развития БАМа и Транссиба президент РЖД Владимир Якунин представлял правительству еще в апреле, но в инвестпрограмму РЖД на 2013–2015 гг. они не включены.

Еще 30 проектов – энергетические. Минвостокразвития предлагает построить две ГРЭС – в Якутии и на Сахалине, Жупановскую ГЭС на Камчатке и Уссурийскую ТЭЦ в Приморском крае. Последняя перекочевала в перечень из других правительственных программ. Согласно федеральной целевой программе по Дальнему Востоку эта ТЭЦ должна была быть построена в этом году и на нее заложены расходы в 22,6 млрд руб. из внебюджетных источников.

Производственных проектов у Минвостокразвития 20. Один из них раньше планировалось реализовывать через инвестфонд «Комплексное развитие Южной Якутии»: это расширение производства угля, наращивание золотодобычи, освоение железорудных и апатитовых месторождений. Также предложено построить магистральный газопровод Якутский центр газодобычи – Хабаровск – Владивосток и Сахалин – Хабаровск – Владивосток, обустроив его газохимическими производствами. Большинство проектов имеет отношение к природным ресурсам и полезным ископаемым.

«Список Минвостокразвития составлен из логики: проект политически целесообразен и на него надо потратить такую-то сумму. Экономическая целесообразность не просчитана», – критикует эти предложения сотрудник госкорпорации. Кроме этого перечня ВЭБ уже получил списки от Минэнерго, Минпромторга, Минсельхоза, Минрегиона, Минтранса, РЖД, ФСК и Сибирского федерального округа.

Некоторые проекты повторяются в разных списках, рассказывает сотрудник ВЭБа, но у госкорпорации нет полномочий согласовывать предложения ведомств, поэтому списки всех проектов отправлены премьеру.

Дальневосточный фонд ВЭБа отправил в правительство свою инвестстратегию, рассказывает его сотрудник. Фонд готов начать работать над тремя темами: налаживание нормального авиасообщения, организация производства продовольствия (включая сельское хозяйство и рыбу) и развитие действующего промпроизводства.

Премьер давал поручение именно Минвостокразвития представить согласованный перечень проектов, поэтому главным следует считать список министерства, сообщил «Ведомостям» сотрудник аппарата правительства. Итоговый список должен утвердить первый вице-премьер Игорь Шувалов, но никаких совещаний по этому поводу у него пока не назначено, добавляет он.

В администрации президента с проектами Минвостокразвития знакомы, говорит сотрудник Кремля, «эти новые задачи в государственных программах» на следующей неделе будет обсуждать президиум Госсовета на заседании по развитию Дальнего Востока. Но прежде чем принимать решение о выделении средств на дальневосточные проекты, нужно отладить систему управления ими. «Если используются механизмы неэффективной системы, то это только воспроизводит систему, а не меняет ее», – считает чиновник администрации президента. Федеральный чиновник в беседе с «Ведомостями» назвал список Ишаева маниловщиной, добавив, что «это просто невозможно». Сам Ишаев уверен, что возможно – нужны только политическая воля и график реализации.

Без больших бюджетных затрат реализовать инфраструктурные проекты не удастся, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: «Дороги – это дорого». Главное – чтобы отобранные для финансирования проекты были полезны экономике всей страны, а не только отдельным промышленным предприятиям, которые просят провести дороги к своим месторождениям, сказал он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more