Политика
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3243 от 03.12.2012 под заголовком: Мост на восток

Мост через Лену в Якутске может обойтись дороже знаменитых мостов на Дальнем Востоке

Росавтодор готовит проект нового моста через Лену в Якутске. Он может обойтись дороже знаменитых мостов через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог, построенных к саммиту АТЭС

На прошлой неделе президент Якутии Егор Борисов после встречи с министром транспорта Максимом Соколовым заявил, что началась работа над проектом автомобильного моста через Лену (его цитирует «Интерфакс»). «Ведомости» ознакомились с предварительными параметрами проекта.

Мост длиной свыше 3 км и шириной в две полосы (по одной в каждую сторону) должен связать Якутск с левым берегом Лены. Также потребуется построить около 15 км подходов от действующих федеральных и местных дорог. Сметная стоимость проекта – 54,9 млрд руб. (все данные в ценах 2013 г.), следует из презентации Росавтодора.

Росавтодор в основном заключает подрядные контракты на строительство и ремонт дорог с финансированием из бюджета. На этот раз ведомство рассчитывает привлечь частные инвестиции – доля внебюджетных средств составит 20%, или почти 11 млрд руб. Остальные 43,9 млрд руб. даст федеральный бюджет.

Отобранная на конкурсе компания должна будет к 2018 г. построить мост, а затем содержать его до 2030 г. При этом государство будет ежегодно перечислять ей эксплуатационный платеж, чтобы возместить инвестиции и обеспечить содержание объекта, – всего 11,6 млрд (в ценах 2013 г.) за 2019–2030 гг.

Строительство моста обсуждается уже несколько лет. Предполагалось, что он будет совмещенным – автодорога и железнодорожные пути. Проект был включен в федеральную целевую программу (ФЦП) развития транспорта на 2010–2015 гг. Она предусматривала свыше 81 млрд руб. на строительство совмещенного моста и более 100 км железнодорожных подходов к нему, а заказчиком должен был стать Росжелдор. Проект совмещенного моста, подготовленный СК «Мост» в 2008 г., даже получил положительное заключение Главгосэкспертизы (см.врез). Но финансирование на проект все не выделялось, сетует сотрудник одной из компаний.

Теперь проектом займется Росавтодор, готовятся соответствующие поправки в ФЦП, знает федеральный чиновник, но проект окончательно еще не готов и средства пока не выделены. Росавтодор уже обсуждает с проектировщиками и строителями техническое решение, многие из них уже представили свои предложения, рассказывают сотрудники компаний, участвующих в разработке проекта.

За новый мост могут побороться крупнейшие игроки инфраструктурного рынка. О том, что проект интересен, «Ведомостям» заявили представители «Трансстроя», СК «Мост», НПО «Мостовик». Представитель «Мостотреста» сказал, что компания интересуется разными проектами, но рассмотреть вопрос участия в конкурсе будет готова, только ознакомившись с точными параметрами проекта.

При строительстве мостов рентабельность по EBITDA может достигать 25%, говорит аналитик БКС Игорь Краевский. А рентабельность эксплуатации во многом зависит от качества строительства, а также условий, в которых функционирует дорога, объясняет он: дать точную оценку сейчас сложно, но целевой уровень рентабельности в этом сегменте составит не менее 40%.

Якутск – важный административный центр, он должен стать точкой роста для этого сырьевого региона, замечает гендиректор IRP Group Булат Столяров. Инвестиции в такие инфраструктурные проекты намного более целесообразны, чем траты на мосты к саммиту АТЭС, добавляет он, но стоимость проекта в 55 млрд руб. комментировать не берется. Для сравнения: строительство моста на остров Русский длиною свыше 3 км с четырьмя полосами движения и пилонами в 321 м обошлось в 35,4 млрд руб. Мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке в 1,4 км с четырьмя полосами и пилонами в 226 м стоил 20,1 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать