Бизнес-омбудсмены не получат обещанных президентом полномочий, следует из правительственного законопроекта

Бизнес-омбудсмены не получат обещанных президентом полномочий, следует из правительственного законопроекта. Нынешних функций для помощи недостаточно, считают бизнесмены
Борис Титов сможет активнее жаловаться, но нет гарантии, что его услышат/ С. Портер/ Ведомости

В пятницу правительство внесло в Госдуму законопроект о создании института уполномоченных по защите прав предпринимателей. На этот пост будет назначать президент «с учетом мнения предпринимательского сообщества» на пять лет не более чем на два срока подряд, он же может уволить омбудсмена. Уполномоченный подотчетен президенту: в конце года он докладывает о своей работе. Омбудсмен рассматривает жалобы на ущемление прав и интересов в предпринимательской сфере. Его деятельность финансирует и обеспечивает Общественная палата – соответствующий законопроект на прошлой неделе внес в Госдуму президент.

Создание института бизнес-омбудсмена – одно из предвыборных обещаний Владимира Путина. Он предлагал наделить уполномоченного правом приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и обращаться в суд с заявлением об оперативном приостановлении действий чиновников. Таких полномочий просил себе и бизнес-омбудсмен Борис Титов, говорит его представитель Татьяна Марченко. Но законопроект разрешает уполномоченному только выносить предписание о приостановлении нормативных актов, и только муниципальных. Он может обращаться в суд, к президенту, правительству или губернатору, а также переадресовать претензии госоргану, на который пожаловались предприниматели (приложив свое заключение), или обратиться в орган, который может рассмотреть жалобу по существу. Также уполномоченный вправе посещать тюрьмы и сизо без специального разрешения, создавать общественные приемные и экспертные советы. Омбудсменов могут назначать и региональные власти, они и определят их правовой статус.

Законопроект оставляет омбудсмена без реальных полномочий, некоторые формулировки получились обтекаемыми, говорит Марченко. По ее словам, ко второму чтению будут внесены поправки: нужно уточнить порядок внесения предписаний, возможность представительства омбудсмена в суде, а также прописать положение о его общественных представителях. Стоит убрать норму законопроекта о запрете на занятие политической деятельностью, добавляет Марченко.

Институту бизнес-омбудсмена только пять месяцев, жалоб много, но механизма их разрешения нет – пока обращение Титова юридически ничем не отличается от обращения обычного адвоката, ему нужно больше полномочий, говорит освобожденный по УДО предприниматель, руководитель проекта «ГУЛАГу – нет» Владимир Осечкин. Создать новую бюрократическую структуру – не способ решить проблему, считает Вадим Клювгант, адвокат Михаила Ходорковского. По его словам, ранее неэффективность этого института связывали с отсутствием законодательной базы, теперь по ней бизнес-омбудсмен получает статус «просителя». Клювгант опасается, что помочь удастся только тем бизнесменам, которых в руководстве страны сочтут «правильными».