Бизнес
Бесплатный
Максим Товкайло|Александра Крекнина
Статья опубликована в № 3255 от 19.12.2012 под заголовком: Таможне «карта» не идет

Бизнес не заметил реформы таможни по «дорожной карте»

Реформа таможни по «дорожной карте» идет уже полгода, но большинство предпринимателей не видят, чтобы там что-нибудь менялось. Таможенники говорят, что у них-то дело налаживается, а вот смежники – Россельхознадзор и Роспотребнадзор – подводят
М. Стулов / Ведомости

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил 150 руководителей компаний-импортеров, а также экспедиторов и водителей фур о первых результатах реформы таможенных органов. Результаты опроса (есть у «Ведомостей) гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров представит сегодня на круглом столе по выполнению «дорожных карт» улучшения инвестклимата. Опрос ВЦИОМу заказало Агентство стратегических инициатив (АСИ), разрабатывавшее «карты».

По «дорожной карте» «Упрощение таможенного оформления» уже наступили сроки реализации пяти пунктов, в том числе одного из ключевых – внедрения обязательного информирования таможенных органов о ввозимых на территорию Таможенного союза товаров. Новый порядок заработал с 17 июля. Смысл – сократить сроки прохождения товара через границу, так как информация о грузе будет известна на посту заранее.

По данным ВЦИОМа, 32% руководителей предприятий, а также 23% экспедиторов и водителей заметили, что сроки сократились. Большинство руководителей связывают это с электронной подачей документов. Еще 6% экспедиторов и водителей говорят, что сроки увеличились. Остальные респонденты никаких изменений не видят. При этом 49% водителей и экспедиторов утверждают, что иногда стоят в очередях на подъезде к посту более суток, 64% проводят на посту больше трех часов, а 12% сказали, что оформление может занимать сутки и более.

За недопустимо формальное исполнение «дорожной карты» ругал таможню президент Владимир Путин в ноябре. Бизнес надеялся, что благодаря обязательному предварительному информированию таможенники будут реже отправлять грузы на осмотр и досмотр, однако этого не произошло, говорит вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы по разработке «карты» Виталий Сурвилло. «Улучшений нет, задержки на границе как были, так и остаются, последняя фура простояла двое суток на границе», – жалуется сотрудник Ульяновского совхоза декоративного цветоводства (импортирует растения из Голландии и Польши).

Если в декабре прошлого года на всех постах северо-западного направления оформлялось в сутки 330 автомобилей, то в декабре 2012 г. – уже 440, рассказывает замруководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. По его словам, в ФТС есть письма от Bosch, Siemens, Stokmann, Toyota и Samsung, где констатируется сокращение сроков оформления. Основные затраты времени на границе приходятся не на таможенный, а на другие виды контроля – прежде всего фитосанитарный и ветеринарный, которых требуют 100% продовольственных грузов, отмечает Давыдов. ФТС предложила Россельхознадзору и Роспотребнадзору перейти на выборочный досмотр, однако пока не получила согласия. В любом случае нужно создавать единую систему оценки рисков и обмена информацией – пока у работающих на границе служб раздельный документооборот, признает Давыдов.

Процедуры контроля нужно упрощать, в том числе, возможно, менять перечень досматриваемых товаров, однако не в ущерб безопасности, считает представитель Россельхознадзора. Недопустимо, когда под видом зеленого горошка ввозится партия мяса, а именно такую попытку служба недавно предотвратила, добавляет он. В пресс-службе Роспотребнадзора на звонки вчера не отвечали.

ФТС есть над чем работать, но обвинять в сложившейся ситуации только таможню нельзя, уверен директор АСИ по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян. То, что треть предпринимателей почувствовали улучшения, уже хорошо, считает он. Опрос показал, что изменения к лучшему есть, согласен Федоров: число тех, кто считает, что все ухудшилось, меньше тех, кто говорит обратное. «Клуб лидеров» (созданное при АСИ объединение руководителей среднего бизнеса) заключит со ВЦИОМом соглашение о регулярных опросах предпринимателей по эффективности «дорожных карт», обещает Аветисян.

Сразу кардинально сократить сроки ожидания досмотра вряд ли возможно – нужно модернизировать всю таможенную и сопутствующую инфраструктуру, а это требует больших вложений, говорит министр экономического развития Андрей Белоусов. Однако упростить документооборот и тем самым ускорить процедуру оформления груза возможно, считает он: «Дорожной картой» предусмотрены сокращение документов для растаможивания, перевод оставшихся в электронный вид и уменьшение времени на их рассмотрение».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more