Вице-мэр Москвы расстался с бизнесом

Как стало известно «Ведомостям», заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов прекратил свое участие в бизнесе, продав все активы, включая 25% в созданном им ОАО «Аэроэкспресс»
С. Николаев/ Ведомости

Я продал все совместные с бывшими партнерами активы. У меня не осталось никаких активов, кроме ресторана в Таллине, который принадлежит супруге, и моей личной недвижимости», – рассказал «Ведомостям» Максим Ликсутов. С апреля прошлого года он работает в правительстве Москвы, а в сентябре его назначили заместителем мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

В правительство он пришел из транспортного бизнеса – Ликсутов считался совладельцем транспортных компаний «Трансмашхолдинг», «Трансгрупп АС», «Аэроэкспресс», «Городская транспортная система скоростного трамвая», «Московские монорельсовые дороги» и совместных компаний с РЖД – «Рейлтрансавто», Московско-Тверской пригородной пассажирской компании, Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). Их акции были переданы в доверительное управление.

Свою долю в «Трансмашхолдинге», лидирующем в производстве подвижного состава для железной дороги и метро, Ликсутов в марте продал другим акционерам этого ЗАО – Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву и еще нескольким менеджерам (им принадлежало 50% минус 1 акция в неизвестной пропорции). Остальные акции «Трансмашхолдинга» – у французской машиностроительной компании Alstom (25% плюс 1 акция) и РЖД (25%). Источники «Ведомостей» тогда рассказывали, что Ликсутов продал акции по более выгодной цене, чем цена сделки с Alstom в 2008 г. Тогда французы приобрели блокпакет примерно за 9,3 млрд руб. «За одну акцию Alstom заплатила 100 руб., я свой пакет продал за 105 руб. за акцию», – уточнил Ликсутов, но назвать размер пакета отказался. По словам близкого к «Трансмашхолдингу» источника, он мог составлять 6–7%.

Сделки по продаже оставшихся активов, за исключением «Аэроэкспресса», завершены еще в начале декабря, сообщил вице-мэр, акции проданы бывшим партнерам. Представитель Махмудова вчера подтвердил это «Ведомостям». «По основной части активов у нас было соглашение, что если кто-то хочет выйти, то преимущественное право выкупа – у оставшихся партнеров», – объясняет Ликсутов. Последней была продана доля в «Аэроэкспрессе», которая, по словам Ликсутова, составляла 25%. Половина акций в этой компании принадлежит РЖД, 25% – «Дельта-транс-инвесту», 17,5% – Махмудову и 7,5% – Бокареву. Сделка по «Аэроэкспрессу» структурирована таким образом, что партнеры выкупают акции частями.

Сумму сделок Ликсутов отказался раскрыть. «Это несколько сотен миллионов долларов, но меньше, чем оценил состояние Forbes», – смеется он. Forbes оценивал его состояние в $500 млн. Деньги за активы, по его словам, практически все уплачены и он намерен держать их на депозитах в российских банках. Инвестировать в бизнес, будучи госслужащим, он считает неправильным.

Основной актив из проданных – это «Аэроэкспресс», полагает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Это динамичная компания с развивающимся бизнесом, с очень прогнозируемым денежным потоком – она будет зарабатывать в любое время в любой кризис. В 2011 г. прибыль «Аэроэкспресса» составила 791 млн руб. при выручке 3,59 млрд руб. Вся компания могла бы стоить около $300 млн, считает эксперт. «Рейлтрансавто» (занимается ж/д перевозкой автотранспорта) можно оценить в $100 млн, но компания сильно зависит от субсидирования государством тарифов на перевозку машин, продолжает Безбородов. «Трансгрупп АС», по его мнению, зависит от кадрового состава и мало стоит – компания занимается финансовыми заимствованиями и арендой подвижного состава. ЦППК стоит дорого, но требует огромных инвестиций в 20–30 млрд руб., полагает Безбородов.

Ни в одной из перечисленных компаний Ликсутов не владел долями напрямую, а структура собственности везде разная. Так, по данным «СПАРК-Интерфакса», в «Трансгрупп АС» 50% принадлежит одноименной таллинской компании, 33% – Махмудову, 15% – Бокареву и 2% – кипрскому офшору. В «Рейлтрансавто» 51% – у РЖД, 49% – у «Трансгрупп АС». В Московско-Тверской пригородной пассажирской компании 50% – у РЖД, по 25% – у компании «Дельта-транс-инвест» и правительства Тверской области.