Суд оправдал экс-замначальника "Бутырки" по делу о смерти Магнитского

Суд решил, что между действиями подсудимого и смертью арестованного связи нет; оправданный Дмитрий Кратов собирается продолжать работу во ФСИН
Бывший заместитель начальника СИЗО "Бутырка" Дмитрий Кратов/ З.Джавахадзе/ ИТАР-ТАСС

Тверской суд Москвы 28 декабря оправдал бывшего замначальника СИЗО "Бутырка" по лечебно-профилактической работе Дмитрия Кратова, сообщает "РИА Новости". Подсудимый обвинялся в халатности, повлекшей смерть аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Смерть 37-летнего юриста, которого обвинили в том, что фонд благодаря ему скрыл от налогообложения 522 млн руб., имела большой резонанс в России и за рубежом. В США и в Европе были составлены списки следователей, полицейских и сотрудников ФСИН, причастных к гибели Магнитского, от России неоднократно требовали адекватного расследования и привлечения всех виновных к ответственности. Президент США Барак Обама подписал недавно утвержденный конгрессом "акт Магнитского", который предполагает введение санкций против российских нарушителей прав человека, это повлекло так называемую "войну списков" между Москвой и Вашингтоном.

В России за смерть юриста судили только одного Кратова. По делу также проходила врач СИЗО Лариса Литвинова, но до суда она не дошла: весной 2012 г. дело против нее было прекращено за истечением срока давности. Кратову было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 293 УК "халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека".

В обвинительном заключении говорилось, что Кратов не организовал диагностических и профилактических мероприятий для Магнитского, не контролировал их осуществление. "Кратов имел реальную возможность и был просто обязан выполнять свою работу, он имел доступ к сведениям о состоянии здоровья Магнитского", - говорил тогда прокурор. В заключении также говорится, что замначальника СИЗО проявил "халатность" и "небрежное отношение к службе", что привело к смерти Магнитского. Как считало следствие, главной ошибкой Кратова было то, что он поручил лечение Магнитского неспециалисту - врачу Литвиновой, которая по образованию врач-гигиенист, эпидемиолог, не имевшей профессиональных навыков для оказания медпомощи Магнитскому.

Приговор Кратову огласила судья Татьяна Неверова. Она согласилась с позицией гособвинителя Константина Бокова, который в ходе прений сторон просил оправдать подсудимого: обвинение не нашло связи между смертью Магнитского и действиями обвиняемого. Боков заявил, что недостатки медпомощи заключенному не были первопричиной смерти. По его словам, смерть Магнитского вызвали «тяжелые конкурирующие заболевания». Защита семьи погибшего обжалует решение суда, пообещал "Интерфаксу" адвокат Николай Горохов. Раньше мать Магнитского в суде говорила, что на процесс не были допрошены свидетели, которые могли бы подтвердить, что ее сын жаловался на здоровье, и должной реакции на эти жалобы не было.

Магнитский умер 16 ноября 2009 г. в сизо "Матросская тишина" примерно после года пребывания под стражей. В акте о смерти, подписанном 16 ноября врачами больницы «Матросской Тишины», сказано, что арестованный умер от токсического шока и острой сердечной недостаточности. В графе «диагноз» указан острый панкреатит и закрытая черепно-мозговая травма.

Коллеги Магнитского считают, что непосредственной причиной его смерти могло стать избиение в сизо: за несколько часов до смерти к нему применили спецсредства. Hermitage публиковал копии рапортов сотрудников «Матросской тишины» о применении наручников и акта о применении резиновой дубинки, а также копии актов о смерти, представленных суду в 2009 и 2011 гг. В первом диагнозе указана «закрытая черепно-мозговая травма», во втором эта часть диагноза отсутствует. На процессе Кратова врач-хирург "Матросской тишины" Александра Гаусс утверждала, что оказывала реанимационную помощь Магнитскому. Она также говорила, что у Магнитского был острый психоз с галлюцинациями, а телесные повреждения он причинил себе сам.

В суде же Дмитрий Кратов заявил, что вину свою не признает: "Тогда я не мог работать нормально, комплект медработников всего был 17 человек... обвинение предъявлено мне необоснованно". Он считает, что в смерти Магнитского виноваты медики сизо "Матросская тишина", "где ему оказывали помощь". Юрист Hermitage ему "не очень запомнился", "в том плане, что он не был тяжело больным", жалоб от него не поступало и о его болезнях замначальрника "Бутырки" узнал уже из материалов дела. Смерть Магнитского, который поехал в "Матросскую тишину" на обследование "своими ногами", стала для Кратова неожиданностью.

Осматривая тело Магнитского после вскрытия, Кратов "обратил внимание на ярко выраженные телесные повреждения на запястьях, тыльной поверхности ладоней, там были ссадины и кровоподтеки", - отметил он, подчеркнув, что при отправке в "Матросскую Тишину" никаких повреждений у арестованного не было. В интервью "Московскому комсомольцу" Кратов рассказывал, что вопреки сообщениям СМИ о том, что у арестованного был панкреатит и панкреонекроз, всего этого у Магнитского не было, а был у него холецистит. Причиной смерти Кратов назвал "дилатационную кардиомиопатию - острую сердечную недостаточность с отеком легкого и головного мозга". Спровоцировать это состояние мог серьезный стресс в последние часы жизни, считает замначальника "Бутырки". Комментировать, что именно могли сделать сотрудники режимной службы в эти часы, врач не стал. "В день смерти ему в сизо-1 вызвали даже врачей-психиатров, - сказал бывший замначальника изолятора. - А ведь он был очень спокойный и уравновешенный человек. Значит, с ним случилось что-то серьезное". Кратов также подтвердил, что на теле были "свежие следы от наручников, ссадины на фалангах пальцев и кровоподтек на левой голени (ушибленные раны)", все это было внесено в протокол вскрытия и "никто не пытался эти факты укрыть".

Обстоятельства смерти Магнитского проверял в 2011 г. Совет при президенте по правам человека. Правозащитники пришли к выводам, что обвинения в адрес юриста были выдвинуты необоснованно, под стражей он содержался незаконно, а в последние часы к жизни к нему применили спецсредства - наручники и резиновую дубинку. Член СПЧ Валерий Борщев в интервью "Ведомостям" высказывал мнение, что причиной смерти Магнитского могло стать именно избиение дубинкой и били его несколько человек. По его словам, сотрудники сизо объяснили применение наручников тем, что Магнитский якобы "размахивал руками, пытался совершить суицид, членовредительство, выражался нецензурной бранью". "Наше глубокое убеждение, что это лживое заключение, - заявил правозащитник. - Расследование о правомочности применения резиновой палки требуется самое серьезное. Мы полагаем, что никакого основания не было". Выводы правозащитников следствие по делу о гибели Магнитского не учло.