АПЛ «Юрий Долгорукий» вошла в состав российского флота

Одна из самых дорогостоящих оборонных программ России дала первые результаты
П. Кононов/ РИА Новости

Министр обороны России Сергей Шойгу в четверг принял участие в церемонии поднятия военно-морского флага на атомной подводной лодке с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 955 (шифр проекта «Борей») «Юрий Долгорукий». Поднятие Андреевского флага состоялось в Северодвинске, где расположен завод «Севмаш», построивший эту лодку.

Сейчас испытания проходит еще одна лодка проекта - «Александр Невский», в конце прошлого года из эллинга была выведена третья лодка «Владимир Мономах», а летом по усовершенствованному проекту 955А заложена четвертая лодка - «Князь Владимир» (в честь крестителя Руси). По словам работника кораблестроительной промышленности, для названия четвертой лодки предлагались и иные варианты - например, «Иван Грозный», поскольку строительство двух почти одноименных лодок одного проекта ранее не практиковалось. Однако по соображениям начальстволюбия по настоянию ВМФ было вновь выбрано имя действующего президента России Владимира Путина, который, впрочем, не прибыл на церемонию поднятия флага и принял доклад о вхождении лодки в состав ВМФ по конференц-связи от министра обороны, находясь в штабе Северного флота в Североморске. Получить комментарий представителя Минобороны по поводу названий лодок не удалось.

«Юрий Долгорукий» был заложен еще осенью 1996 г. в присутствии тогдашних руководителя администрации президента Анатолия Чубайса и мэра Москвы Юрий Лужкова (чем отчасти вызван выбор названия в честь князя-основателя Москвы, мэрия в те годы оказывала экономическую помощь Северодвинску). Однако в связи с тем, что уже после закладки лодки ее проект пришлось существенно переработать под новую ракету «Булава» Московского института теплотехники (изначально планировалась ракета «Барк» ГРЦ имени Макеева), полноценная постройка началась с 2002 г., а в 2007 г. лодка была спущена на воду.

Ее испытания затянулись как из-за неготовности систем самой лодки, так и из-за неудачных поначалу испытаний ракеты «Булава». Однако после серии успешных пусков «Булавы» эта ракета была в июне 2012 г. принята на вооружение. По словам источника в Минобороны, пока весь комплект из 16 ракет для «Юрия Долгорукого» не произведен, но это будет сделано в ближайшее время. Изначально планировалось, что «Долгорукий» отправится служить на Тихоокеанский флот, однако система базирования в Вилючинске на Камчатке еще не готова, и первое время лодка будет служить на Северном флоте.

«Юрий Долгорукий» - самая современная ПЛАРБ в мире, говорит редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Последняя американская лодка аналогичного класса типа «Огайо» построена в 1997 г. и уже может считаться старой. Британские и французские лодки типов «Вэнгард» (последняя построена в 2001 г.) и «Триумфан» (последняя построена в 2009 г.) значительно, а китайские лодки - очень существенно отстают от «Долгорукого», говорит эксперт. По его словам, уровень принятой в четверг в состав флота лодки превзойдут американские и британские субмарины нового поколения, но их строительство по существующим планам начнется в 20-е гг. текущего столетия.

Несмотря на все проблемы, по уровню решенных технических проблем и затратам, проект «Борей» для России эквивалентен советскому атомному или космическому проектам, и ввод в состав флота первой лодки этого типа - очень большое достижение, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Всего в соответствии с госпрограммой вооружений в России планируется построить восемь стратегических подлодок проектов 955/955А. В США в настоящее время служит 14 лодок аналогичного класса, в Великобритании и Франции - по четыре, в Китае имеется три лодки и планируется постройка еще трех.

Только до 2007 г. на постройку «Юрия Долгорукого» потрачено 21 млрд руб., а вся программа по строительству восьми лодок целиком, включая разработку ракеты «Булава» и обустройство баз будет стоить не менее 500 млрд руб., говорит бывший чиновник Минобороны. Для сравнения: стоимость перспективной американской ПЛАРБ сейчас оценивается в $5 млрд за одну лодку.