СКР объединил дело Удальцова, Лебедева и Развозжаева с "болотным"

Власть готовит показательный процесс, исход которого очевиден, считает политолог
А. Махонин/ Ведомости

Следственный комитет России (СКР) объединил "болотное дело" - о массовых беспорядках 6 мая на Болотной площади - и дело о приготовлении к организации массовых беспорядков против координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, его помощника Константина Лебедева, а также Леонида Развозжаева, помощника депутата Госдумы Ильи Пономарева. Об этом сообщил представитель СКР Владимир Маркин, обосновывая отвод адвоката Развозжаева Фейгина от участия в деле. Фейгин проходит по делу 6 мая в качестве свидетеля, а у следствия есть основания полагать, что преступления совершены одними лицами.

В декабре прошлого года СКР объявил о завершении следствия в отношении 12 фигурантов "болотного дела" – сейчас они знакомятся с 75 томами материалов дела. Но речь не идет об объединении с этим делом, уверена адвокат Светлана Сидоркина, представляющая интересы одного из обвиняемых, Андрея Барабанова: в конце прошлого года дела этих 12 были выделены из основного производства для передачи в суд. А расследование «большого дела» продолжается.

Адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский говорит, что официального извещения об объединении дел не получал. Ему непонятна логика следствия, но политические процессы таковой и не подразумевают, сетует он. 153-я статья УПК предусматривает возможность объединения дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно преступление, либо в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений, напоминает адвокат, ни то, ни другое к его подзащитному неприменимо: по делу 6 мая Развозжаева не допрашивали и никаких вопросов не задавали. В СМИ фигурировали данные о переговорах, которые якобы вел бывший грузинский депутат Гиви Таргамадзе с Удальцовым, Развозжаевым и Лебедевым. Их могли приобщить к делу, но переговоры были в июне, недоумевает Аграновский: «Может, потом они сели в машину времени и организовали массовые беспорядки?»

Удальцов проходит по делу о массовых беспорядках 6 мая в качестве свидетеля, указывает его адвокат Виолетта Волкова. Ей с самого начала было понятно, что все идет к объединению: если есть дело о массовых беспорядках, нужно доказать, что они были организованы, а действия тех самых 12 обвиняемых – не просто отдельные случаи сопротивления представителям власти. «Тем, что у нас есть дело против Развозжаева, Удальцова и Лебедева, дело не ограничится, – предупреждает Волкова. – Из Развозжаева не просто так выбивали «явку с повинной». От него требовали оговорить лидеров протестного движения. Уверена, что это дело будет обрастать новыми фигурантами. Я очень беспокоюсь о членах Координационного совета оппозиции. Боюсь, что мы услышим имена Гарри Каспарова, Бориса Немцова, Ильи Пономарева, Ильи Яшина. Это дело, которое должно обезглавить нашу оппозицию».

По мнению Волковой, переводить всех их в статус обвиняемых пока невыгодно следствию: СКР сейчас проводит большое количество экспертиз, занимается сбором доказательной базы. Обвиняемых должны знакомить со всеми материалами, а вот свидетелям ничего не должны; следователям выгодно отложить ознакомление на последний момент, когда защите придется осваивать сразу весь объем, говорит она.

Для члена Координационного совета оппозиции Ильи Яшина нет ничего неожиданного в решении объединить дела: следователи одни и те же, работу они вели параллельно. Это знак, что следствие решило пойти по самому жесткому сценарию и сфабриковало доказательства финансирования из Грузии якобы имевших место массовых беспорядков.

Объединение дел — политическое решение, власть готовит, как и в деле Алексея Навального, показательный процесс, исход которого очевиден, считает политолог Валерий Хомяков.