Зарубежная пресса про ВЭФ-2013: клуб заговорщиков или развлекательное шоу?

Давосский форум иногда назвают "клубом неудач": не "неудачников", а именно "неудач", поскольку приезжающие на форум живут весьма неплохо даже на фоне рецессии, иронизируют СМИ
Bloomberg

В своей сегодняшней колонке в Financial Times ведущий бизнес-обозреватель газеты Джон Гэппер называет Давосский форум «информационно-развлекательным мероприятием». По мнению автора, медиакомпаниям и социальным сетям есть чему поучиться у основателя и президента Всемирного экономического форума (ВЭФ) Клауса Шваба. Форум работает с 1971 г. и ежегодно привлекает тысячи профессионалов, готовых платить за участие 22 000 швейцарских франков ($23 600), а за членство — до полумиллиона швейцарских франков. Некоторые полагают, что бизнесмены со всего мира собираются в Давосе для того, чтобы заключить сделки, «которые они не могут заключить законным образом в своих офисах». Однако, по мнению Гэппера, участники форума большую часть дня проводят в обсуждениях мировой экономики и социальной ответственности бизнеса, а вечерами общаются за ужином и коктейлями. Таким образом, форум больше похож на развлекательное мероприятие, чем на тайную встречу заговорщиков.

Более двух с половиной тысяч бизнесменов, финансистов и политиков собрались на швейцарском курорте, чтобы обсудить перспективы развития мировой экономики. Обозреватели иностранных СМИ рассуждают о том, что представляет собой сегодня Давосский форум, кто и зачем его посещает.

Формула успеха данного мероприятия, по мнению Гэппера, состоит из трех слагаемых. Первое — его серьезность. Здесь обсуждаются серьезные проблемы, формируется «общепринятое мнение», полагает Дэвид Роткопф, автор книг о мировой элите. Второе слагаемое успеха Давоса — «живой» формат общения. Задать вопрос эксперту, понаблюдать за его реакцией, возможно, даже выпить с ним бокал — другой гораздо увлекательнее, чем прочитать его доклад на бумаге или посмотреть его выступление по телевизору. Третья составляющая успеха форума — его клубный формат. Быть членом закрытого клуба всегда лестно для самолюбия. Итак, по мнению Гэппера, корпоративное членство, приглашенные «звезды», личные контакты, пища для размышлений и вечеринки являют собой мощное сочетание, обеспечивающее мероприятию успех, о котором может мечтать любая медиакомпания.

The Guardian в редакционной статье, предварявшей открытие форума, назвала Давос «клубом неудач». В благополучные 1990-е и 2000-е гг. форум был «клубом победителей», обсуждавших, как «переделать мировую экономику в своих интересах». Теперь же ему больше подходит определение «клуб неудач», считает издание. Не «неудачников», а именно «неудач», поскольку приезжающие на форум живут весьма неплохо даже на фоне рецессии. Однако идеи и экономические модели Давосских форумов, МВФ и организаций еврозоны исчерпали себя, полагает издание. Еще одна проблема, по мнению The Guardian, в том, что исчерпала себя модель глобализации как результата деятельности крупных корпораций. Издание приводит термин политолога Сэмуэля Хантингтона «человек давосский» - член глобальной элиты, для которого границы государств являются помехой, а правительства — пережитком прошлого. При этом в кризис именно правительства взяли на себя решение экономических проблем и спасение банков, подчеркивает The Guardian.

О «человеке давосском» накануне открытия форума писало также интернет-издание The Huffington Post. Автор материала, однако, предлагает пересмотреть определение Сэмуэля Хантингтона. По его мнению, чтобы ездить в Давос, во-первых, не обязательно быть богатым. В качестве примера приводится Кофи Аннан, который не является супербогачом, но национальные границы для него весьма условны. Во-вторых, «человек давосский» - не обязательно бизнесмен. Примером является музыкант Боно, регулярный участник форумов. В-третьих, по мнению автора материала The Huffington Post, не все ездят в Давос из личных корыстных или карьерных побуждений. Многие едут сюда, чтобы донести идеи, которые они полагают полезными для общества.

Таким образом, возникает «нео-давосский человек» - гражданин мира, находящийся выше национальных границ и стремящийся изменить мир. Некоторые «давосцы» при этом стремятся изменить мир к лучшему, другие — к худшему, признает автор.

Известный экономист Говард Дэвис в своем блоге на FT сравнил Давосский форум с сайентологией. По его мнению, сходство заключается в наличии нескольких уровней системы участия, определяемых цветом бейджей участников конференции. Каждый стремится подняться уровнем выше, но, думая, что уже достиг заветной «нирваны», всякий раз обнаруживает, что существует еще более высокий уровень посвящения. Кроме этого, Дэвис выражает недоумение, зачем крупные бизнесмены, финансисты и политики приезжают на форум, если большую часть времени они вынуждены проводить в автомобильных пробках, где единственным развлечением является сравнение Audi A-8 и Audi A-4 Quattro.

Цвет бейджа имеет огромное значение для участников форума, иронизирует в своем блоге и Джон Гэппер (FT). Однако, возможно, самым лучшим является не белый бейдж (дающий доступ на все мероприятия форума), а вообще отсутствие такового. По дороге в Давос автор познакомился со специалистом по PR, который, посещая Давос, не бронирует отель, а снимает более дешевые апартаменты и не платит за бейдж участника. Вместо того чтобы пытаться попасть в Конгресс-центр, где проходят дебаты, он платит 25 франков за дневной пропуск в отель Belvedere, где проходит большая часть вечеринок. Он смотрит дебаты по телевизору в холле отеля, а на мероприятия проникает, используя свое умение устанавливать неформальные контакты с людьми. Такой подход, безусловно, позволяет сильно сэкономить на поездке в Давос, к тому же это своего рода демонстрация превосходства над теми, кто воспринимает статус слишком серьезно, считает Гэппер.