«Справедливая Россия» гонит из оппозиции депутатов-участников «Марша против подлецов»

Чтобы остаться в партии, эсерам Геннадию и Дмитрию Гудковым, Олегу Шеину и Илье Пономареву велено выйти из рядов оппозиции. Гудковы не выйдут

Нельзя терпеть. Николай Левичев

председатель «Справедливой России». «Я не знаю ни одной европейской партии, член руководства которой пошел бы во главе колонны, а за спиной бы у него несли портрет лидера партии, перечеркнутый словом «позор».

В среду вечером на заседании бюро президиума центрального совета «Справедливой России» партийцы обсудили вопрос «об участии Гудкова Г.В., Гудкова Д.Г. и Пономарева И.В. в акции 13 января 2013 г.». Выйдя на «Марш против подлецов», где несли портреты депутатов Госдумы, в том числе эсеров, коллеги совершили «оскорбительные действия в отношении большинства депутатов фракции «Справедливая Россия», поэтому принято решение осудить их «по морально-этическим основаниям», а также рекомендовать «не принимать участие в акциях, организованных другими субъектами политической деятельности, в случае невозможности избежать общественного резонанса, наносящего вред авторитету партии». Кроме того, Гудковым и Олегу Шеину предложено в течение месяца выйти из Координационного совета оппозиции (КСО), а Пономареву – из руководства «Левого фронта». Политические цели этих «организаций идут вразрез с интересами партии», указано в решении бюро.

Участие депутатов-эсеров в акции обсуждалось во второй раз, вопрос об отношении к КСО поставил Валерий Гартунг, рассказал председатель партии Николай Левичев. По его словам, большинство партийцев решили, что участие в КСО недопустимо – это тоже субъект политической жизни, может возникнуть конфликт интересов. КСО эсерам не нужен, партия и так оппозиционная, считает Левичев.

Какие санкции будут применены к депутатам, он не уточнил, но он не допускает, что они не выполнят решения бюро партии. По его словам, Шеин уже вышел из КСО, признав неэффективность органа. О своей готовности выйти из членов совета «Левого фронта» сказал и Пономарев.

Дискуссии не было, вопрос о «руководящих органах» организаций поставлен неправильно, КСО – это не юрлицо, из него нельзя выйти, считает Геннадий Гудков. Он останется «участником» КСО и хочет инициировать дискуссию в партии о дальнейших путях ее развития.

Раскол среди эсеров уже произошел, констатирует Гудков: по отношению к ответному закону на акт Магнитского и к принятому в первом чтении законопроекту, разрешающему регионам отказаться от прямых выборов губернаторов. В уставе партии четко прописано, что она за прямые выборы, говорит Гудков. Нужно обсудить и то, на какой электорат ориентируется партия, сейчас скорее на «путинский», считает он.

«Причины такого жесткого решения партии – скорее давление изнутри, недовольство тем, что мы шли во главе колонны, где несли портреты членов фракции со словом «позор», они лично обиделись», – считает Пономарев. Он не исключает и внешнего давления. По словам человека в аппарате фракции эсеров, изгнание оппозиционеров – попытка председателя фракции Сергея Миронова задобрить президента Владимира Путина и вновь вернуть его расположение.

Текущий рейтинг партии – около 4%, свой протестный электорат, благодаря которому она получила 13%, она уже потеряла, к следующим выборам позиции могут еще упасть, говорит социолог Леонтий Бызов. Своя ниша у эсеров есть, и если партия развалится, то ее сразу же займут другие, говорит он.

Эсеры набрали 13% на думских выборах благодаря протестному голосованию, но этот электорат от них отвернулся, когда эсеры не голосовали «против» по ключевым политическим законам, говорит политолог Валерий Хомяков. Без оппозиционной риторики шансы эсеров пройти в Госдуму на следующих выборах, если в них примут участие новые партии, крайне малы, считает эксперт.