На строительство «нового федерализма» Минрегион предлагает потратить более триллиона рублей

На строительство «нового федерализма» правительство собирается потратить 117 млрд руб. Этого мало, возражает Минрегион: нужно больше триллиона
Министру регионального развития Игорю Слюняеву нужен 1 трлн руб./ В. Смирнов/ ИТАР-ТАСС

Минрегион внес в правительство проект госпрограммы «Региональная политика и федеративные отношения», сообщил представитель ведомства. Чтобы ее выполнить, в ближайшие восемь лет необходимо потратить более 1 трлн руб., следует из проекта (копия есть у «Ведомостей»). Но в бюджете на реализацию госпрограммы заложено только 117,3 млрд руб. (лимиты до 2020 г.).

Программа нужна, чтобы сократить разницу в социально-экономическом развитии регионов, говорится в проекте: сейчас среднедушевой валовой региональный продукт (ВРП) может отличаться в 67 раз. В Ненецком автономном округе – 3,5 млн руб. в 2010 г., в Ингушетии – 52000 руб. Средняя зарплата в Ямало-Ненецком АО в 2011 г. – почти 60000 руб., а в Дагестане – только 11000 руб. Совокупный ВРП десяти лидеров (Татарстан, Башкирия, Краснодарский и Красноярский края, Московская, Свердловская области, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) составляет 52% ВРП всех регионов. Десяти наиболее бедных (Чеченская, Карачаево-Черкесская республики, Адыгея, Тува, Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Магаданская область, Чукотка, Еврейская автономная область) – только 1%.

Новая политика должна обеспечить конкуренцию регионов, им нужны рычаги для самостоятельного влияния на ситуацию, говорится в проекте госпрограммы. Минрегион провозглашает «новый федерализм», который обеспечивает «реальную самостоятельность регионов в собственной финансовой, налоговой, инвестиционной политике» вместе с «инструментами ответственности» перед населением и государством. Правда, в госпрограмме не говорится, как именно Минрегион собирается строить новый федерализм и обеспечивать самостоятельность субъектов Федерации.

Есть 10 рисков реализации госпрограммы, подсчитал Минрегион, но почти все их ведомство считает низкими или средними. Единственный серьезный риск – опасность, что не будут реализованы проекты в Арктической зоне, помешать могут, в частности, притязания других стран – США, Канады, Норвегии, Дании, а также Китая – на часть акватории Северного Ледовитого океана.

Ведомства плодят региональные госпрограммы, замечает гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская: «Много пересекающихся программ – плохо, размываются цели». Например, Минфин подготовил свою региональную госпрограмму «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами и повышение устойчивости субъектов». Несколько лет назад Минрегион пытался разработать концепцию политики межбюджетных отношений, но так и не смог, напоминает Курляндская, госпрограмма не проясняет ситуацию, очень неконкретна.

Можно написать еще десять программ, регионам от этого лучше не будет, вздыхает один из вице-губернаторов Дальневосточного региона: «Просто передали бы нам доходные источники и расслабились. Минрегион мог бы только мониторить достижение целей. А то слов много – толку мало». По его мнению, сейчас главная линия федерального правительства по отношению к регионам – «сгружать обязательства без денег».

Решения федерального правительства оказывают давление на текущие расходы регионов, подтверждает замдиректора группы «Госфинансы» S&P Карен Вартапетов, в 2012 г. они увеличились более чем на 9%, в ближайшие два года продолжат расти примерно на 10% в год. В основном нагрузка на регионы растет из-за предвыборных требований центра повысить зарплату бюджетникам. По расчетам S&P, дополнительные расходы регионов на оплату труда не компенсируются передачей дополнительных доходов. Например, повышение зарплат одним только учителям может увеличить расходы регионов и муниципалитетов на 3–4%, а дополнительное финансирование из центра в 2013–2015 гг. не превысит 1% (около 60 млрд руб.).