США могут предложить России дальнейшее сокращение ядерного оружия

Вашингтон может предложить Москве сократить количество стратегических ядерных боезарядов еще на одну треть – примерно до 1000 единиц. Переговоры могут начаться, если сторонам удастся правильно подать это решение, полагают эксперты
Новый договор может ограничить отечественное ракетостроение/ С. Казак/ ИТАР-ТАСС

Американская сторона в ближайшее время может предложить России начать переговоры о новом сокращении стратегических ядерных вооружений. Как сообщил блог американского журнала Foreign Policy, такое предложение может сделать вице-президент США Джозеф Байден во время встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на конференции по безопасности в Мюнхене в начале февраля, а также советник президента Барака Обамы Том Донилон, который в феврале посетит Москву и встретится с Владимиром Путиным. Блог опубликовал письмо председателя подкомитета по стратегическим силам палаты представителей Майка Роджерса, в котором он призывает Байдена проинформировать конгресс о содержании этих предложений. То, что Обама после переизбрания намерен вернуться к вопросу о разоружении и ПРО, стало известно на переговорах Обамы с прежним президентом России Дмитрием Медведевым на саммите «двадцатки» в 2012 г. из-за несвоевременно отключенных микрофонов; реплика вызвала критику республиканцев в США.

Нельзя исключать, что ориентиром для новых сокращений для США может стать цифра в 1000–1100 развернутых боезарядов, полагает руководитель проекта «Ядерное вооружение России» Павел Подвиг. В 2012 г. в США был подготовлен обзор политики в сфере ядерных вооружений (Nuclear Posture Plan), в котором предлагался как более радикальный вариант сокращений – до 400 боезарядов, так и более умеренный – до 1000–1100 единиц, напоминает Подвиг. В октябре 2012 г., согласно опубликованной госдепартаментом США в рамках реализации подписанного в 2011 г. договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) информации, у России было 1499 оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов, а у США – 1737. При этом ДСНВ предусматривает, что к февралю 2018 г. стороны могут иметь не более 1550 таких боезарядов.

И Медведев, и Путин неоднократно заявляли о том, что продолжение сокращения стратегических ядерных вооружений возможно лишь при решении проблемы ПРО, и ответ Москвы на будущие американские предложения зависит от того, насколько убедительно удастся подать это решение в данном контексте, говорит Подвиг. Серьезная оппозиция дальнейшим сокращениям существует и в США, где конгресс также не даст Обаме прямо увязать их с ПРО, полагает эксперт. США наверняка предложат также начать переговоры о тактических ядерных боезарядах, существенное сокращение которых невыгодно России. Кроме того, если количество боезарядов сократить до 1000 единиц, встанет вопрос о подключении к переговорам о разоружении Китая, Франции и Великобритании, о находящихся на хранении, но не развернутых боезарядах США, отмечает источник, близкий к Минобороны. Под вопросом окажется и разработка в России новых жидкостных межконтинентальных баллистических ракет, необходимых России для гарантированного ядерного сдерживания в случае развертывания масштабной ПРО США в будущем, говорит он.

Москву предложения США могут заинтересовать с точки зрения поддержания привилегированного уровня российско-американских отношений. Обама хотел бы, чтобы его второй срокознаменовался новыми шагами всфере контроля завооружениями, отмечает вобзоре российско-американских отношений Стивен Пайфер из Brookings Institution. Если Россия проявит заинтересованность вэтом проекте, отношения России и США получат развитие, если нет– для США Россия отойдет на задний план, указываетон. Получить оперативные комментарии госдепартамента и МИД России вчера не удалось.