Макфол призвал "прекратить поток сенсационных комментариев по поводу человеческих трагедий"

Посол опечален тем, как в России описывают судебную систему США, американских дипломатов и весь народ, но все упреки он адресовал неназванным СМИ, а не политикам или чиновникам
Майкл Макфол/ М. Алешковский/ ИТАР-ТАСС

Американский посол в России Майкл Макфол опечален тем, как многие российские СМИ описывают судебную систему США, американских дипломатов и весь народ. Все свои упреки он адресовал неназванным СМИ, но не политикам или чиновникам. Он призывает российскую сторону "прекратить поток сенсационных комментариев по поводу человеческих трагедий" и "наращивать профессиональную работу" между двумя странами по вопросу о международном усыновлении и по другим вопросам. Сам посол и вся администрация США готовы сотрудничать в России со всеми, кто стремится развивать двусторонние отношения "на основе взаимных интересов и взаимного уважения". Так дипломат прокомментировал в своем блоге ситуацию с отказом прийти в Госдуму для обсуждения гибели в Техасе трехлетнего Максима Кузьмина.

Узнав об "убийстве" усыновленного в России ребенка "приемной матерью" от детского омбудсмена Павла Астахова, Госдума пригласила Макфола 19 февраля на расширенное заседание думского комитета по вопросам семьи для обсуждения обеспечения безопасности усыновленных российских детей. Посол от участия в заседании отказался, объяснив в Twitter, что послы США не участвуют в заседаниях иностранных парламентов. Он предложил провести любые встречи в частном порядке. Председатель думского комитета по международным делам Алексей Пушков тогда заявил, что отказ Макфола является "формальной отговоркой" и означает, что "США не готовы к серьезному диалогу по этому вопросу".

В "Живом журнале" дипломат снова повторил, что глубоко опечален в связи со смертью ребенка, которого он назвал по американской фамилии - "Шатто". Он подчеркнул: "Моя скорбь в связи с этой трагедией не имеет никакой связи с тем, что Максим был американским гражданином, что он был русским или что он был приемным сыном, а полностью связана только с тем, что погиб маленький мальчик". Он также повторил, что "нигде в мире посол США не дает показаний перед иностранными парламентариями, если он вызван для этого в парламент", и отметил, что не стоит "изображать дело так", что он не желает сотрудничать с властями и общественностью в России. Он заверил, что готов встречаться по вопросу усыновления "с любым, включая членов Государственной Думы, если целью встречи будет укрепление взаимопонимания между нашими странами в рамках диалога".

Касаясь превратного представления судебной системы США в российских СМИ, Макфол напомнил, что американские правоохранительные органы "соблюдают одну очень важную норму права американского общества: человек невиновен до тех пор, пока его вина не доказана". Ранее о своеобразном представлении омбудсмена Павла Астахова о презумпции невиновности сообщал "Голос Америки".

Также он отверг обвинения "российских СМИ" в том, что Госдепартамент не уведомил Москву своевременно о гибели ребенка. "С момента, когда мы, сотрудники Госдепартамента, узнали о смерти Максима Шатто, мы тесно и без лишнего шума работали вместе с российскими дипломатами в Москве и Хьюстоне, чтобы обеспечить доступ консульским сотрудникам к брату Максима, и с самого начала своей работы местные власти Техаса находились в контакте с российскими дипломатами в США", - утверждает Макфол. По его словам, только за последнюю неделю российские дипломаты дважды звонили в Госдеп, чтобы "выразить признательность за отличное содействие".

Наконец, дипломат сказал, что он в отчаянии, что "за последние 20 лет погибли 20 детей, усыновленных из России", но гордится тем, что у 60 000 других российских сирот "появились любящие родители, новая семья и множество возможностей в США".