Минюст нашел первого "иностранного агента"

По мнению ведомства, им является ассоциация «В защиту прав избирателей «Голос»
А.Краснова/ ИТАР-ТАСС

Министерство юстиции возбудило производство по делу об административном правонарушении в отношении ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос» по факту нарушения пункта 7 статьи 32 закона «О некоммерческих организациях», который предписывает НКО, получающим финансирование из-за рубежа и занимающимся политикой, регистрироваться в качестве "иностранных агентов" сообщило ведомство на своем сайте. 10 апреля протоколы об административном правонарушении будут направлены на рассмотрение в суд.

По информации Федеральной службы по финансовому мониторингу, "Голос" получает финансирование из иностранных источников, и одновременно с этим организация осуществляет политическую деятельность, утверждает Минюст. Ею ведомство считает реализуемый "Голосом" с 2008 г. проект «Увеличение прозрачности Российского электорального процесса на основе обсуждения и продвижения унифицированного Избирательного кодекса». "В целях продвижения Кодекса ассоциацией осуществляется формирование общественного мнения путем публичного освещения проекта Избирательного кодекса. Проводимые ассоциацией публичные акции и мероприятия по продвижению проекта Избирательного кодекса Российской Федерации имеют целью оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и формирование общественного мнения", - пишет Минюст. Но до настоящего времени ассоциацией не подано заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, указывает ведомство.

"Этого следовало ожидать, все к тому шло", – говорит исполнительный директор "Голоса" Лилия Шибанова. Она добавляет, что понятия не имеет, на чем основаны претензии Минюста: с ноября прошлого года "Голос" не получал средств из-за границы. "Голос" не согласен с претензиями Минюста и не считает себя иностранным агентом, сказал "Интерфаксу" заместитель исполнительного директора ассоциации Григорий Мельконьянц. "Будем отвечать, отстаивать свои права в суде", - пообещал он.

Поправки в закон о некоммерческих организациях, вводящие понятие "иностранный агент", летом 2012 г. предложила думская фракция «Единой России» в полном составе. 13 июля документ был одобрен Госдумой, 18 июля - Советом Федерации и 27 июля подписан Путиным. По новому закону НКО, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, должны зарегистрироваться в Минюсте в отдельном реестре для получения статуса «иностранного агента». «Агенты» также обязаны указывать свой статус при публикации любых материалов. Кроме того, «агенты» должны чаще, чем другие НКО, отчитываться о своей деятельности.

Несмотря на то что за нарушение закона грозят административные штрафы (до 500 000 руб.) и даже уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на четыре года), большинство потенциальных агентов не торопятся с регистрацией. Известные правозащитные организации заявили, что не намерены заявлять о статусе агента. Они считают закон антиконституционным и готовы к наказаниям, чтобы оспорить их в Конституционном суде или в Страсбурге. Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что авторы законопроекта должны быть внесены в «список Магнитского».

В ответ в марте начались массовые проверки российских и иностранных неправительственных организаций. В проверках принимали участие сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой службы. Сотрудник Генпрокуратуры говорил «Ведомостям», что проверяют прежде всего соблюдение НКО закона о противодействии экстремизму. Представитель Минюста 25 марта объяснил «Интерфаксу», что массовые проверки НКО проводятся для выявления организаций, которые подпадают под понятие «иностранные агенты». В «Голосе» проверка прошла в начале апреля. Прокуратура запросила финансовые и учредительные документы, сообщал заместитель исполнительного директора организации Григорий Мельконьянц.

По данным правозащитной организации «Агора», о приходе проверяющих сообщили 219 организаций из 47 регионов. Проверяющие требовали предоставить информацию в том числе об иностранном финансировании и участии в политической деятельности. Закон не описывает в деталях процедуру принуждения к регистрации в качестве агента, отмечал юрист «Агоры» Рамиль Ахметгалиев, но, вероятно, следующим этапом будет вынесение прокуратурой или Минюстом представлений в адрес НКО с требованием подать документы о включении в реестр.

Тема проверок НКО в России доминировала в публичных выступлениях Владимира Путина в ходе вчерашнего визита российского президента в Германию. Канцлер ФРГ Ангела Меркель говорила о гражданском обществе России даже на открытии международной промышленной ярмарки в Ганновере. По ее мнению, проверки «могут вызвать опасения, что НКО в России не могут развиваться так, как им хотелось бы». Путин в ответ уверил, что все действия связаны не с закрытием и запретом НКО, а с контролем иностранного финансирования организаций, занимающихся политической деятельностью. Он повторил цифры из интервью немецкой ADR: за четыре месяца 2012 г. на счета НКО поступил почти $1 млрд. Этот миллиард можно было бы направить на помощь Кипру, заявил Путин, и «не нужно было бы обдирать несчастных вкладчиков». «В России принят закон, и его все будут исполнять», — закрыл тему российский президент, когда его спросили об НКО в третий раз.

Помимо Германии озабоченность в связи с проверками НКО в России ранее высказывали власти Франции и США. А гендиректор Еврокомиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи говорил, что ситуация с НКО может сказаться на переговорах об облегчении визового режима с ЕС.