Российская политическая повестка достала Путина в Европе

Тема проверок НКО в России и состояния гражданского общества оказалась доминирующей в двухдневном европейском турне Владимира Путина, но не помешала подписанию контрактов
Акция Femen не испортила настроение президенту/ Fabrizio Bensch/ REUTERS

Вопреки программе, доминирующей тематикой завершившегося в понедельник визита Владимира Путина в Германию и Голландию стала не промышленность и культура, а политика. Поводом приезда в Ганновер было открытие вместе с канцлером Ангелой Меркель международной промышленной ярмарки, где Россия была главной страной-партнером (представлены 160 компаний из 20 регионов на площади 5000 кв. м). Никаких соглашений во время визита Путина в Германию подписано не было. В Амстердаме Путин и королева Беатрикс открыли год культуры России в Голландии и Голландии в России, а после переговоров президента с голландским премьером Марком Рютте были подписаны четыре межправительственных соглашения и около 10 соглашений с участием российских энергетических компаний.

Появление Путина в Ганновере и Амстердаме сопровождалось акциями гражданских активистов. В немецком городе у здания Конгресс-центра перед открытием выставки на митинг собрались сирийские активисты, требовавшие прекратить поставки оружия в страну, и представители Amnesty International, призывавшие освободить российских политзаключенных. А во время осмотра экспозиции ярмарки навстречу Путину и Меркель выскочили активистки Femen, на обнаженных телах которых были написаны нецензурные требования отставки российского президента. Фотографы запечатлели Путина, который показал девушкам два поднятых больших пальца. Охрана, задержавшая девушек, действовала чрезмерно жестко, заявил потом Путин. В Амстердаме несколько десятков человек в балаклавах требовали освобождения участниц Pussy Riot, а на зданиях напротив Эрмитажа-на-Амстеле висели плакаты «Критическая журналистика не разрешена», «Независимым юристам доступ закрыт», «Панк-группы строго запрещены».

Тема проверок прокуратурой НКО в России, в том числе российских бюро двух немецких фондов, доминировала в публичных выступлениях Путина и Меркель: канцлер говорила о гражданском обществе России даже на открытии ярмарки. Она обсуждалась и на двусторонних переговорах, сообщили лидеры на итоговой пресс-конференции. «Президент Путин уверил, что речь не идет о том, чтобы ограничить деятельность фондов Эберта и Аденауэра», – передала их содержание Меркель. Однако, по ее оценке, проверки тем не менее «могут вызвать опасения, что НКО в России не могут развиваться так, как им хотелось бы». Путин в ответ уверил, что все действия связаны не с закрытием и запретом НКО, а с контролем иностранного финансирования организаций, занимающихся политической деятельностью. Он повторил цифры из интервью немецкой ADR: за четыре месяца 2012 г. на счета НКО поступил почти $1 млрд. Этот миллиард можно было бы направить на помощь Кипру, заявил Путин, и «не нужно было бы обдирать несчастных вкладчиков». «В России принят закон, и его все будут исполнять», – закрыл тему российский президент, когда его спросили об НКО в третий раз.

Тема НКО была одной из тех, по которым у лидеров нет общего подхода, признали Путин и Меркель, еще одна – Сирия. Россия считает необходимым остановить нелегальные поставки оружия сирийцам, сказал Путин. Однако российские поставки, следует из его слов, прекращать не следует, так как они предназначены легитимному режиму.

По мнению председателя РСПП Александра Шохина, на экономическое взаимодействие России и Германии конъюнктурные политические колебания влияния не оказывают: немецкие компании реализуют долгосрочные проекты. Может быть, новые проекты возникают после более длительного, чем прежде, обсуждения, но частота встреч первых лиц и их поддержка проектов неизменна, отмечает Шохин. Ожидания от визита были сформированы негативные, но отношения двух стран остаются фундаментальными, без эмоций как в экономике, так и в политике; оба лидера выглядели довольными итогами, считает директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.