За плохие условия в сизо можно будет требовать компенсации

Минюст нашел способ исполнить решение ЕСПЧ: за плохие условия содержания в сизо можно требовать компенсации
А. Махонин/ Ведомости

Заключенные могут получить право на компенсацию материального ущерба и морального вреда за плохие условия содержания – по аналогии с правом на компенсацию за судебную волокиту. Мера рассматривается правительством как одно из национальных средств правовой защиты от нарушений, связанных с ненадлежащими условиями заключения, сообщил Минюст в промежуточном отчете об исполнении пилотного постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Ананьев и другие против России».

Сидят все меньше. 15%

на столько ежегодно сокращается, по данным Минюста, число арестованных. 1 января 2010 г. в сизо содержалось 124 600 человек, к 1 января 2011 г. – 113 100, а в начале 2012 г. – 107 000.

Решение, которым ЕСПЧ обязал Россию срочно принять меры для устранения пыточных условий содержания в сизо, принято в январе 2012 г. Суд указал, что переполненность сизо связана со злоупотреблением арестами как мерой пресечения и что у заключенных россиян отсутствуют эффективные средства правовой защиты.

Спустя год с небольшим Минюст отчитался о мерах, которые призваны исправить ситуацию: запретили арестовывать предпринимателей, расширили сферу применения залога и внедрили электронные браслеты для тех, кто находится под домашним арестом. В Госдуму внесен закон о сокращенном порядке дознания – для тех, кто признал вину и согласен на суд по особой процедуре (без судебного следствия). Следственному комитету поручено раз в полгода анализировать причины продления процессуальных сроков с 6 до 12 месяцев и выше.

Есть пункт и о праве заключенных на компенсацию – сейчас оно возникает, если доказана вина конкретного чиновника. ЕСПЧ считает сам факт содержания в плохих условиях основанием для выплат.

Порядок таких выплат, рассуждают в Минюсте, можно предусмотреть непосредственно в Гражданском кодексе, дополнив ст. 1069 (ответственность за вред, причиненный госорганами) и ст. 1100 (основания компенсации морального вреда) положением, что компенсация в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей осуществляется независимо от вины тех, кто допустил нарушение. Может быть принят и отдельный закон, регламентирующий порядок таких выплат.

Схожий закон – о праве граждан на компенсацию за судебную волокиту и неисполнение судебных решений – был принят в 2010 г., и также по настоянию ЕСПЧ. По данным судебной статистики, за первое полугодие 2012 г. суды рассмотрели 558 таких исков и удовлетворили половину из них на 18 млн руб.

Это мертвый закон, который практически не работает и был принят для отвода глаз, уверен адвокат Дмитрий Динзе, и право на компенсацию за плохие условия в тюрьме тоже будет формальным: заключенный находится под контролем тюремного начальства, ему очень трудно куда-то жаловаться и еще труднее доказать нарушение своих прав, а адвокаты лишены возможности знакомиться с условиями содержания подзащитных.

Закон о компенсациях – попытка уйти от проблемы, а не решать ее, согласен правозащитник Валерий Борщев. До тех пор пока содержание в сизо будет применяться для выбивания показаний из подозреваемых, а условия содержания в тюрьме будет определять следователь, замкнутый круг не разорвать, предупреждает он. Пенитенциарная система должна стать независимой от правоохранительной, получить возможность просто не принимать заключенных, если она не в состоянии обеспечить должные условия содержания, уверен Борщев: в скандинавских странах, например, если мест в тюрьме не хватает, будущего заключенного ставят в очередь.