Российские чиновники впервые произнесли слово "рецессия"

Министр экономики Андрей Белоусов заявил, что спад может начаться уже осенью
М.Стулов/ Ведомости

Российская экономика может к осени скатиться в рецессию, если не предпринять дополнительных стимулирующих мер, заявил министр экономического развития Андрей Белоусов: “Мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть. Риск такой есть. <...> Я думаю, к осени, если роста не будет" (цитата по “Интерфаксу”).

Вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что министерство понизило прогноз роста экономики на 2013 г. с 3,6% до 2,4%, которые чиновник назвал оптимистичными: если траектория роста будет такой же, как в первые два месяца, то рост за год составит лишь 1,7%. Ранее, в конце марта, Клепач заявил, что требуемого президентом роста экономики на 5-6% в ближайшие годы достичь нереально.

По словам Белоусова, министерство в ближайшее время предложит премьеру Дмитрию Медведеву меры по экономическому стимулированию. На прошлой неделе премьер поручил правительству разработать предложения по стимулированию более высокого роста экономики: за январь-февраль рост составил лишь 0,9%. В то же время премьер подчеркнул, что необходимо повышать эффективность бюджетных средств, а первый вице-премьер Игорь Шувалов позже подтвердил, что принятое бюджетное правило, жестко ограничивающее госрасходы, будет исполняться.

Минэкономразвития же давно настаивает на смягчении бюджетной политики и повышении государственных капвложений. Ведомство предлагало снизить планку наполнения резервного фонда с 7 до 5% ВВП, а при подсчете базовой цены нефти для формирования бюджета учитывать долларовую инфляцию, т. е. брать более высокую цену.

Кроме того, ведомство считает необходимым увеличение инвестиций – и частных, и государственных – в транспортную инфраструктуру и сектора, связанные с человеческим капиталом (здравоохранение, образование, наука). Государство должно стать “флагманом роста” – вслед за госвложениями придут и частные инвестиции. Кроме того, есть задачи, которые можно решить только госинвестициями, говорил Клепач: «Построить дорогу Москва - Петербург за 15 лет высоких цен на нефть, наверное, стоило бы, а при тех подходах, которые у нас есть, мы ее не увидим и к 2018 г. “Путешествие из Петербурга в Москву” можно будет еще раз написать».

По прогнозу Минэкономразвития, для диверсификации экономики инвестиции к 2020 г., в сравнении с 2007 г., должны увеличиться в 2-2,7 раза в реальном выражении. Прогноз был утвержден премьером на три месяца позже установленного срока – из-за поиска финансовых ресурсов под обеспечение заявляемых государством программ развития. Прогноз утвердили, но бюджет смягчать не стали, т. е. ресурсов так и не нашли. Минфин волнуется за обеспечение даже уже утвержденной на этот год доходной части бюджета – доходов может быть меньше из-за недовыполнения плана приватизации и “перевыполнения плана” по возмещению НДС госкомпаниям. По расчетам Центра развития ВШЭ, Минфину в 2013 г. может не хватить 0,5 трлн руб. А аппетиты у желающих потратить бюджетные деньги не снижаются, сетовал замминистра финансов Алексей Моисеев: «Серьезный инвестпроект начинается от 1 трлн руб. - такие ценники от госкомпаний мы в Минфине часто видим».

Прогнозы экспертов по росту ВВП на 2013 г. колеблются в диапазоне 2-3%. Экономика проходит дно, и во втором полугодии рост, напротив, может ускориться из-за вклада сельского хозяйства (в прошлом году был провал) и постепенного восстановления европейских рынков, указывает Александр Морозов из HSBC, прогнозирующий рост на 2,5%. По расчетам ЦМАКП, рост в 2013 г. может быть 3% и даже чуть больше. По прогнозу Центра развития ВШЭ, в 2013 г. рост ВВП составит 2,4% и далее при инерционном развитии ситуации замедлится до 2%: долгосрочное ускорение роста возможно за счет повышения производительности труда и конкурентоспособности, а для этого у бизнеса должно быть желание инвестировать.