Надежда Толоконникова готовится к досрочному освобождению


Участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова оспорила в суде дисциплинарное взыскание, наложенное на нее в тюремной больнице, а также решение о постановке ее на оперативный учет, принятое администрацией мордовской исправительной колонии № 14, где Толоконникова отбывает наказание. Об этом сообщил ее адвокат Дмитрий Динзе.

Суды не успеют рассмотреть эти жалобы до процесса по УДО, но сам факт их существования должен стать дополнительным аргументом при рассмотрении ходатайства Толоконниковой, которое Зубово-Полянский суд назначил на 26 апреля, говорит Динзе, ведь суд не сможет ссылаться на решения, которые могут быть отменены.

Толоконникова оспаривает выговор, объявленный ей в тюремной больнице за то, что не поздоровалась с сотрудником учреждения (по правилам осужденные должны это делать). Она доказывает, что такое решение было необоснованным. Она пришла на прием к врачу с сильной головной болью, поздоровалась с присутствующими, но в помещение периодически заходили и выходили разные люди, а плохое самочувствие не позволило ей следить за окружающей обстановкой. И когда сотрудник учреждения спросил, почему она не поздоровалась, Толоконникова принесла свои извинения и поздоровалась, но это не помогло. Взыскание не соответствует тяжести нарушения, уверена заявительница.

Также она оспаривает решение администрации о постановке ее на оперативный учет – по закону такие дела заводятся в отношении людей, которые склонны к правонарушениям и находятся на плохом счету. Девушка уверена, что это не ее случай.

За время нахождения в колонии Толоконникова не получала иных взысканий, помимо выговора, знает председатель республиканской общественной наблюдательной комиссии Геннадий Морозов. Но в ее деле есть еще выговор, полученный во время пребывания в московском сизо № 6, за нарушение установленного порядка ведения переговоров с лицами, находящимися на свободе. И она не созналась и не раскаялась в содеянном – на все это будет обращать внимание суд, рассматривающий вопрос об УДО, отмечает Морозов. Администрация колонии не поддержала ходатайство об УДО.

Динзе напоминает, что Конституционный суд не раз указывал: раскаяние не является обязательным условием для УДО, однако практика идет по другому пути. Бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, отбывавшая наказание в той же колонии и получившая отказ в УДО в том же суде, говорит, что ей неизвестны ситуации, когда положительное решение по ходатайству об УДО выносилось бы без признания осужденным своей вины.

Нынешнее ходатайство об УДО – единственный шанс для Толоконниковой выйти на свободу досрочно, повторно можно просить лишь через полгода, когда ее срок истечет.