Губернаторы-новички продемонстрировали низкую эффективность

Только трое из двух десятков новых губернаторов, назначенных после выборов 2011 г., эффективны, следует из доклада фонда «Минченко консалтинг». Не оправдалась ставка на «неместные» кадры, пишут авторы, рекомендуя досрочные перевыборы
Андрея Воробьева эксперты назвали одним из немногих эффективных новичков/ Е. Разумный для Ведомостей

Эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» проанализировали ситуацию в 20 регионах, где с конца 2011 г. и в течение 2012 г. в порядке оргвыводов по итогам думской кампании были назначены новые губернаторы после объявления о переходе к прямым выборам губернаторов. Сто региональных экспертов оценили, насколько хорошо удалось новичкам выстроить диалог с федеральным центром, населением, местными элитами и бизнесом. По этим критериям, а также с учетом итогов выборов и кадровой политики определялся уровень эффективности (см. таблицу).

Высокая эффективность выявлена лишь у троих – губернаторов Ленинградской и Томской областей Александра Дрозденко и Сергея Жвачкина и у врио губернатора Московской области Андрея Воробьева. Дрозденко удалось выстроить внутриэлитный компромисс, приводят пример авторы доклада: в руководство области пришли люди, близкие и к прежнему губернатору, и к влиятельным бизнес-группам.

Пример низкой эффективности – экс-министр Виктор Басаргин, возглавивший Пермский край: жесткая позиция по отношению к ставленникам экс-губернатора Олега Чиркунова и ставка на союз с командой его предшественника Юрия Трутнева вылились в открытый конфликт элит, и в итоге губернатор вынужден включать оппонентов в коалицию.

Среди причин неудач у губернаторов этого призыва президент «Минченко консалтинга» Евгений Минченко называет ставку в основном на кадры, привлеченные из других регионов («варягов»): их среди новичков оказалось 11 из 20. Еще одна проблема – отсутствие навыков публичного политика, необходимых в новых реалиях: лишь пятеро имели опыт самостоятельной конкурентной политической борьбы. Большинству предстоят перевыборы в 2017 г., и, если ситуация не улучшится, федеральным властям во избежание провалов имеет смысл, по мнению Минченко, пойти на досрочные перевыборы, как советовал ранее в докладе директор фонда ИСЭПИ при народном фронте Дмитрий Бадовский.

Все зависит от самого человека, полагает председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Леонид Давыдов: если он способен выполнять свои функции, то уже через пару лет станет неважно, из какого он региона. А мир между элитами – не всегда основной критерий: Мурманская область, в отличие от Перми, в середнячках, а количество конфликтов в этих регионах одинаково, отмечает Давыдов.

Если губернатор всерьез начнет бороться с коррупцией или преступностью, это наверняка вызовет конфликты, но это не значит, что он неэффективен, отмечает Леонид Гозман из Комитета гражданских инициатив. По его мнению, миролюбие скорее критерий стагнации, нравиться всем может лишь тот начальник, который ничего не делает.