Как оценят эффективность господдержки кино

Главным критерием для чиновников станут не сборы, а число зрителей
А. Махонин/ Ведомости

Министерство культуры и Государственный фонд кино подписали соглашение об условиях выделения бюджетных средств на производство и прокат фильмов (документ опубликован на сайте фонда). Выделение денег фонду будет признано эффективным, если на фильмы крупнейших отечественных кинокомпаний в этом году придет не меньше 13,2% от общего числа зрителей в кинотеатрах, говорится в документе. В этом году фонд распределит между продюсерами 3 млрд руб.

Каждый год фонд отбирает так называемые компании-лидеры (в этом году их 10), между которыми распределяет основную часть бюджетной поддержки. Список получателей денег на этот год еще не определен: фонд пока собирает заявки от кинокомпаний, его попечительский совет должен определить лидеров до конца мая.

Критерий эффективности для Фонда кино правительство впервые установило в 2012 г.: фильмы, снятые лидерами, должны собрать не меньше 12% национальной кассы. Лидеры собрали, по данным фонда, только 7% – 2,63 млрд руб. Несмотря на это, попечительский совет решил, что доля лидеров в этом году должна вырасти – с 12 до 13,2% кассы, рассказывали в январе «Ведомостям» несколько участников заседания совета. Продюсеры подсчитывали: с учетом роста всей национальной кассы фактически это означает, что лидерам нужно удвоить сборы.

Из опубликованного вчера текста соглашения с Минкультом следует, что лидерам необходимо достигнуть планки в 13,2% не от суммы сборов, а от числа проданных билетов. Попечительский совет в начале года сразу принял решение поменять критерий с кассы на посещение, но чиновники и члены совета «автоматически оговаривались», используя более привычный термин «касса», объяснил вчера собеседник «Ведомостей», близкий к попечительскому совету фонда.

Курирующие кино чиновники давно обсуждали возможность оценивать работу фонда и лидеров не в деньгах, а в количестве зрителей. Фильмы, получающие господдержку, должны распространять национальные ценности, русскую культуру, поэтому прежде всего важно не сколько они заработали, а сколько зрителей их посмотрели, объяснял «Ведомостям» один из них.

Использование для оценки числа зрителей, а не размера сборов упрощает задачу для лидеров и фонда. По данным аналитической компании Romir Movie Research, на фильмы лидеров в прошлом году пришлось 7,1% от общего числа зрителей и 6,8% национальной кассы. Разница могла быть больше – ведь национальная касса растет прежде всего за счет повышения цен на билеты, а не увеличения аудитории кинотеатров, и самые дорогие билеты – на 3D-фильмы, которых российские продюсеры практически не делают. Но российские премьеры выходят прежде всего в новогодние и майские праздники, когда средняя стоимость обычного билета дорастает как минимум до цены выходного дня, говорит исполнительный директор Romir Movie Research Александр Лужин.