Только две платные автодороги будут готовы к ЧМ-2018

Чтобы успеть к чемпионату мира по футболу 2018 г. построить дороги от Москвы до Петербурга и Минска, правительство пожертвует прочими платными проектами
Хорошая дорога до Минска нужна не из-за чемпионата мира, это просто удачный повод ее реконструировать/ Д. Абрамов/ Ведомости

На прошлой неделе правительство утвердило обновленную программу деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 г., рассказал предправления Сергей Кельбах. В последней редакции (копия есть у «Ведомостей») появились новые приоритеты: один из них – подготовка к проведению в России чемпионата мира по футболу в 2018 г. Во имя футбола «Автодору» придется экономить на большинстве проектов (см. график), а часть из них перенести на более поздние сроки.

Госкомпания «Автодор» отвечает за развитие платных дорог. Всего в ее доверительном управлении пять трасс, «Автодору» также поручено развитие Новороссийского транспортного узла и строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань и дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка.

Отныне усилия компании будут сосредоточены на двух трассах – новой дороге М11 от Москвы до Санкт-Петербурга и М1 «Беларусь». Обе они должны заработать до начала чемпионата мира, а не в 2019 г., как предполагалось ранее.

Среди пострадавших проектов – Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), будущий платный дублер Малого и Большого бетонного кольца вокруг Москвы. Ускорится только строительство первой секции ЦКАД, которая проходит по территории новой Москвы от пересечения с М4 «Дон» до М1 «Беларусь». Прежде предполагалось, что этот участок заработает к 2021 г., но премьер Дмитрий Медведев поручил ускорить строительство.

ЦКАД должна была помочь активнее развивать Московский транспортный узел, но сроки запуска второй и третьей секций дороги перенесены за пределы 2020 г., указано в программе.

Затянутся и работы на М4: реконструкция и комплексное обустройство восьми ее участков переносятся с 2013–2015 гг. на 2017–2019 гг.

Финансирование ЦКАД сократится на 3,2 млрд руб., М4 – более чем на 30 млрд руб.

«Автодору» придется раньше запустить и программу займов – госкомпания намерена выпустить облигации на сумму 40 млрд руб. уже в 2016–2017 гг., а не в 2017–2019 гг.

М11 от Москвы до Петербурга должна быть введена в эксплуатацию до начала чемпионата мира по футболу, заявил на прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов. Это амбициозный план, признал Соколов: уверенно говорить о сроках можно будет, только когда для каждого участка найдется концессионер.

В 2009 г. было подписано концессионное соглашение с Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК), которая построит и будет эксплуатировать первый участок М11 – с 15-го по 58-й км. Участок должен заработать к концу 2014 г., говорит представитель СЗКК. Работы также уже идут на участке с 258-го по 334-й км в обход Вышнего Волочка – «Мостотрест» должен закончить строительство в 2015 г. Но предстоит еще три конкурса, напомнил Соколов.

Ближайший из них был запланирован на нынешнюю неделю, указано в информационном меморандуме «Автодора» к проекту, – это участок дороги на входе в Санкт-Петербург (см. инфографику). По словам Кельбаха, проектом уже интересуются и европейские, и крупнейшие российские компании. В июне пройдет предквалификация, победитель должен определиться к середине 2014 г. Строительство планируется начать в 2015 г. и закончить через два года.

На М1 «Беларусь» к 2018 г. должны закончиться реконструкция участка 33–132-го км на выходе из Москвы, а также «комплексное обустройство» оставшейся части трассы, обещает программа «Автодора». «Полномасштабная реконструкция» трассы после 132-го км запланирована на 2019–2022 гг. Платными пока будут только участок с 33-го по 132-й км и уже строящийся выход на М1 с МКАД.

Ускорить строительство вполне реально, считает человек, близкий к «Автодору»: главная проблема – длительное изъятие земель, но законопроект, ускоряющий процедуру, уже готовится ко второму чтению, а на территории новой Москвы сроки значительно сокращены. Рынок с таким количеством проектов справится, уверен собеседник «Ведомостей»: «Это рынок продавца – если не предлагать проекты, то и спрос не возникнет».

«Чемпионат мира – всего лишь хорошая палка, чтобы все сделать в срок», – считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, к тому же в авральном режиме нет времени тщательно считать деньги. Финансирование инфраструктуры ограниченно, все дороги сразу не отремонтируешь, признает Зубаревич: улучшать дороги от Москвы до Санкт-Петербурга и на западном направлении нужно не потому, что будет чемпионат мира, а потому, что их состояние мешает развитию экономики.