Народный фронт выступил против «золотых парашютов»

Народный фронт намерен ограничить «золотые парашюты» поправками в Трудовой кодекс и закон об акционерных обществах, не дожидаясь решений правительства

Сколько фирм у государства. 2325

акционерных обществ с госучастием (из них 66 признаны стратегическими) и 1795 ФГУПов находятся в ведении Росимущества

Депутаты Госдумы от ОНФ намерены сразу после майских праздников внести поправки в законодательство, ограничивающие выплаты («золотые парашюты») для менеджеров госкорпораций, а в осеннюю сессию будут внесены поправки, закрепляющие право акционеров (в том числе государства) утверждать выходные пособия, заявил вчера по итогам круглого стола, организованного ОНФ, депутат Госдумы от фронта Валерий Трапезников. Именно его идею, предложенную на конференции ОНФ в Ростове, Владимир Путин одобрил и поручил правительству до 1 июля разработать соответствующие меры. ОНФ предложит свой вариант, чтобы выбрать потом наиболее удачный, сказал Трапезников.

По мнению Трапезникова, стоит ввести повышенное налогообложение на эти выплаты или вовсе запретить их. Исторически «парашюты» возникли как защита от недружественных поглощений и необходимо понимать, что существует рынок топ-менеджеров, и если государство не создаст соответствующих конкурентных условий, то не сможет привлекать хороших управленцев, возразил сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка. Он подчеркнул, что необходимо разделить на две составляющие компании с госучастием – непосредственно на те, которые не ставят своей основной целью прибыль, т. е. госкорпорации (Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Ростехнологии», «Росатом», Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Роснано» «Олимпстрой), и те, кто работает на извлечение прибыли, – ФГУПы и акционерные общества. Соответственно, меры по ограничению компенсаций при увольнении руководителей в них должны быть разные, отметил он.

Эти компенсации являются гарантией о неразглашении информации о компании и иногда компенсируют условие того, что человек не должен идти работать к конкурентам в течение какого-то времени, добавил Трапезников. Однако на деле ограничение по времени нетрудоустройства противоречит конституционному праву на свободный труд, поэтому главным критерием, конечно, должно быть соглашение о неразглашении при установлении условий к выплатам, отметил эксперт по HR Николай Сиротин.

Как конкретно будут выглядеть поправки в законодательство, станет ясно после майских праздников, однако первым шагом будет внесение поправок в Трудовой кодекс (ТК), чтобы ограничить выплаты менеджерам госкорпораций при увольнении по любым основаниям. И установить там конкретные ориентиры для расчета выходных пособий: они могут быть кратны средней зарплате по предприятию или зарплате самого топ-менеджера. В последнем случае имеет смысл выплачивать три оклада, как предусмотрено в ТК.

Вторым шагом должно стать устранение практики, когда «парашюты» топ-менеджеры акционерных обществ назначают сами себе. Положения трудового договора не подлежат одобрению на общем собрании акционеров, и акционеры терпят фиаско при попытке обращения в суд, чтобы такие договоры были признаны недействительными. Поэтому необходимо закрепить право акционеров влиять на размер выходных пособий (например, если они превышают полугодовую зарплату), сказали участники круглого стола ОНФ, но это требует тщательной проработки. Кроме того, возникают сложности при определении, какое ОАО считать имеющим госучастие. Методику подсчета степени участия государства выработать сложно, поэтому, вероятно, поправки коснутся всех АО.