СМИ смогут писать о людях

СМИ смогут публиковать сведения о гражданах, не касающиеся личной тайны. Медиаменеджеры убедили Кремль и депутатов скорректировать спорные поправки в Гражданский кодекс
Некоторые из протестных лозунгов все же воплощаются в жизнь/ А.Махонин/ Ведомости

В пятницу под руководством первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина прошло совещание, на котором чиновники и депутаты Госдумы согласились с представителями СМИ по четырем самым принципиальным для медиаотрасли поправкам в Гражданский кодекс, рассказали «Ведомостям» участники этого совещания. Поручение администрации выработать консесус с представителями отрасли дал президент Владимир Путин в прошлом году после встречи с главными редакторами, которые обозначили соответствующие проблемы, и эта задача была выполнена, говорит чиновник Кремля. Володин подчеркнул, что работа по оставшимся нюансам будет продолжена.

Изменения в статьи 150-152 ГК (защита чести, достоинства и деловой репутации), прямо влияющие на работу СМИ, – часть большого комплекса поправок, внесенных в Госдуму прошлой весной тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Сейчас в ГК прописано, что без согласия гражданина не могут распространяться сведения о его происхождении, месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Поправками ко второму чтению, одобренными профильным комитетом, этот список расширялся «иными фактами, имеющими место в отношении гражданина». Получалось, СМИ не могут упоминать без разрешения человека его должность, место работы, вуз, который он закончил, и многое другое, предупреждали издатели. «Должностные лица и сейчас пытаются, в том числе через суд, запретить нам упоминать их имена и должности, если бы такая статья была введена, писать статьи даже не о чиновниках, а о бизнесменах стало бы невозможно», – говорит главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Кроме того, в законопроекте не было срока давности для исков по недостоверности информации, опубликованной СМИ (сейчас – один год), что создавало бы условия для «зачистки информации» о старых неприглядных историях истца.

По обеим поправкам был найден полный компромисс: расширительное толкование про «иные факты» будет исключено полностью, прежним останется и срок исковой давности, говорит участник совещания, вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

Также предполагалось, что любой человек или компания, недовольные публикацией, могут обратиться в СМИ и редакция будет обязана доказывать достоверность распространенных сведений. Редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев отмечает, что это приведет к тому, что СМИ обяжут раскрывать свои источники по любой жалобе в отношении опубликованного текста, что уничтожит редакции, а поводом для судебной тяжбы станет даже нейтральная публикация, причем для суда со стороны истца достаточно лишь претензии, а бремя доказывания легло бы на СМИ.

По согласованному варианту СМИ будут обязаны доказывать достоверность опубликованного, если только речь идет о порочащих сведениях, в остальных случаях бремя доказательства лежит на истце, говорит участник совещания. По его словам, было также решено, что гражданин может требовать уничтожения и прекращения распространения материальных носителей (т. е. конкретного тиража конкретного СМИ), а не самих сведений, как предлагалось в поправках. Последнее привело бы к тому, что, выиграв суд у маленькой местной газеты, гражданин может потребовать изъять тиражи и зачистить интернет-архивы у всех СМИ страны.

Поправки будут доработаны в течение месяца и до конца сессии приняты во втором чтении, обещает Железняк.