В Киргизии обошлись без революции

Беспорядки в двух областях Киргизии, потребовавшие введения ЧП, за два дня сошли на нет, не приведя к новой революционной ситуации

Протесты местного населения в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области на севере Киргизии против разработчиков золотого рудника «Кумтор» – канадской компании Centerra Gold (33% акций – у правительства Киргизии, в 2012 г. «Кумтор», по его собственным данным, обеспечил 5,5% ВВП страны) резко обострились в ночь на пятницу. Протестующие, требовавшие национализации разработок, захватили электроподстанцию в селе Тамги, питающую рудник. Прибывшие армейские части и милиция пустили в ход светошумовые гранаты и слезоточивый газ, подстанция была разблокирована. В соседнем селе Барскоон протестующие попытались взять штурмом офис Centerra, а прибывший спецназ забросали булыжниками. Вечером пятницы президент Киргизии Алмазбек Атамбаев ввел в районе режим чрезвычайного положения до 10 июня, но уже в воскресенье, как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе МВД Киргизии, ситуация стала заметно спокойнее: на переговорах с протестующими премьер Жанторо Сатыбалдиев пообещал им увеличить долю Кир­гизии в разработках.

В субботу, воспользовавшись беспорядками на севере, в южной Джалал-Абадской области (отсюда родом экс-президент Киргизии Курманбек Бакиев) группа местных активистов захватила здание обладминистрации. Поддержав национализацию «Кумтора», они потребовали освобождения своих родственников – депутата парламента Камчибека Ташиева и его соратников по оппозиционной партии «Ата-Журт», осужденных на несколько месяцев лишения свободы за попытку захвата правительственного здания в Бишкеке в октябре 2012 г. В воскресенье протестующие сами покинули здание администрации, перебравшись на площадь неподалеку, говорит представитель МВД республики. Провозглашенный ими «народным губернатором» однопартиец Ташиева Медет Усенов был похищен неизвестными.

Парламент даже не стал собираться в выходные для обсуждения волнений, это наглядно характеризует уровень ответственности властей, считает эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин. За последние годы в Киргизии было около 10 неудачных попыток госпереворота, постоянная нестабильность на фоне «разобранности» власти означает, что очередная попытка может быть предпринята в любой момент, но признаков внешнего следа пока нет, отмечает эксперт.