Дума разработает закон о себе

Порядок назначения Думой должностных лиц, ее взаимодействия с президентом, хозяйственной деятельности и лишения мандатов может быть детализирован в особом законе о парламенте
Госдума считает, что ее работа до сих пор не узаконена/ М. Стулов/ Ведомости

Концепцию конституционного закона о Федеральном собрании, идею создания которого на майской встрече с фракциями одобрил президент Владимир Путин, сформулирует рабочая группа экспертного совета при председателе Госдумы Сергее Нарышкине. Она может быть создана в течение недели, сказал «Ведомостям» человек в аппарате Госдумы. По итогам работы группы может быть решено обратиться с запросом в Конституционный суд: перечень конституционных законов, определенный Конституцией, закона о Федеральном собрании не предусматривает, отмечали члены экспертного совета на его вчерашнем заседании.

Отсутствие закона о Федеральном собрании не позволяет завершить строительство сбалансированной системы разделения властей, считает Нарышкин. Эксперты из его совета с этим согласны: в законе о Федеральном собрании должны быть определены место парламента в системе высших государственных органов и принципы взаимодействия законодательной ветви власти с другими – исполнительной и судебной. Регламентов палат парламента для этого недостаточно, указывает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева. По ее словам, закон о Федеральном собрании повысит статус парламента, наделив его новыми полномочиями в отношениях с другими ветвями власти. Хабриева выступила за создание «компактного», не слишком детализированного закона, который позволит существовать уже действующим законам, регламентирующим работу палат парламента. Это связано с тем, что федеральный конституционный закон «менее гибкий» – его труднее изменить, чем обычный федеральный закон или регламент, следовало из ее пояснений.

«Закон мыслится как процедурный акт, состоящий из шести логико-функциональных блоков: первый описывает конституционный статус, функции и общую структуру парламента; второй – организацию законотворческого процесса; третий – участие парламента в формировании высших органов власти; четвертый – порядок взаимодействия с президентом, правительством и высшими должностными лицами субъектов Федерации; пятый – реализацию парламентом его контрольных функций; шестой – порядок взаимодействия с институтами гражданского общества», – рассказал «Ведомостям» член экспертного совета, соавтор Конституции Сергей Шахрай. По его мнению, будучи внутренними нормативными документами, регламенты палат в принципе не способны решить перечисленные задачи.

Закон должен основываться на принципах равноправия, независимости, самостоятельности парламента и согласованного взаимодействия с другими ветвями власти и палат между собой, считает Шахрай. Кроме того, закон должен регламентировать представительные функции парламента – в отличие от законодательных они почти не урегулированы другими законами, отмечали выступавшие вчера эксперты. Парламент выполняет представительскую функцию, когда назначает председателей правительства, Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Счетной палаты и т. д., объяснил Шахрай.

В закон также следует включить положения о гарантиях деятельности думской оппозиции, считает зампред фракции КПРФ Иван Мельников. В этом же законе может быть закреплена норма о невозможности досудебного лишения депутатского мандата, не исключил председатель конституционного комитета, единоросс Владимир Плигин. Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев последнюю идею не одобрил, отметив, что история с внесудебным лишением мандата депутата Геннадия Гудкова – «это реальность, с которой надо жить».

Рабочей группе, созданной Нарышкиным, нужно будет выбрать масштаб будущего закона – компактный и рамочный или объемный, включающий все существующие законы, касающиеся парламента, говорит источник «Ведомостей» в аппарате Госдумы. Кроме того, эксперты обсудят идею завотделом Института законодательства Александра Постникова, предложившего назвать закон о Федеральном собрании парламентским кодексом – это поможет избежать возможного конфликта с Конституцией, отмечает собеседник «Ведомостей».

Как бы новый закон ни регламентировал деятельность парламента, он не изменит практики, при которой решения принимаются на основе неформальных договоренностей, а центр принятия всех решений находится в Кремле, говорит политолог Алексей Макаркин. Скажем, у депутатов появилось право проводить парламентские расследования, однако они пользовались им только в тех случаях, когда это не противоречило желаниям Кремля, напоминает эксперт.