«Болотный процесс» начался ограничением прав защиты

Зал судебных заседаний не место для разговоров адвокатов с обвиняемыми, объявила судья Наталия Никишина, ведущая процесс по болотному делу. Защите не дают общаться с клиентами
Обвиняемые были надежно отгорожены от адвокатов/ I. Sekretarev/ AP

Замоскворецкий суд вчера начал, но так и не смог завершить предварительное заседание по делу о массовых беспорядках 6 мая. На скамье подсудимых 12 обвиняемых. Александру Духанину, Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Владимира Акименкова, Леонида Ковязина, Артема Савелова, Николая Кавказского, Алексея Полиховича, Сергея Кривова и Марию Баронову обвиняют в массовых беспорядках, применении насилия к представителю власти и призывах к неподчинению требованиям представителей власти.

Выездное заседание проходит в Мосгорсуде. Только там есть достаточно большое помещение с клеткой нужного размера. Процесс идет в закрытом режиме. Родственники, друзья и сочувствующие, а также представители СМИ весь день толпились вчера под дверью зала. Когда дверь хотя бы на минуту приоткрывалась, собравшиеся начинали аплодировать.

Десять из обвиняемых, которые находятся под арестом, сидят в застекленном отсеке. На свободе только Баронова и Духанина. Последнюю приставы не сразу пустили в зал – ей пришлось доказывать, что она обвиняемая. «Аквариум разделен на две части. В каждом на 2 кв. м сидят по пять человек», – сообщила в микроблоге Баронова. «Присядьте и прикройте ротики», – цитирует Баронова обращение судьи Наталии Никишиной к сидящим за стеклом.

По словам адвоката Дмитрия Аграновского, который защищает Акименкова и Белоусова, клетка и адвокаты разделены проходом, в итоге защитники лишены возможности общаться с подсудимыми во время процесса, хотя обычно такая возможность бывает всегда. Просьбу устранить препятствие для общения с обвиняемыми судья Никишина отклоняет. «По мнению судьи, зал судебных заседаний не является местом для разговоров обвиняемых с адвокатами», – передает Баронова.

Ковязин жалуется, что ему в аквариуме ничего не слышно, но микрофоны, которыми оснащен зал, почему-то не включают, недоумевают адвокаты.

Во время заседания выясняется, что Савелов не получил копию обвинительного заключения (приносили какой-то документ, но без адвоката подписывать его он не стал). Он просит отложить предварительное заседание.

По правилам знакомить с обвинением должно следствие – это означает, что дело нужно возвращать прокурору, объяснил адвокат Кавказского Вадим Клювгант. Но, по мнению адвоката, дело просто отложат, а Савелову дадут неделю на чтение 3000-страничного обвинительного заключения.

Судья не стала рассматривать ходатайство Клювганта о необходимости вернуть дело прокурору, поскольку обвинение не сформулировано, инкриминируемые деяния не могут квалифицироваться как массовые беспорядки, а незаконное выделение дела в отдельное производство искажает общую картину события. Вместо этого Никишина предложила обсудить вопрос о продлении всем обвиняемым срока пресечения и, когда прокурор ее поддержал, ответила на этот вопрос положительно: всех десятерых оставили за решеткой до ноября. Сегодня предварительное заседание продолжится.