Депутаты от народного фронта хотят следить за всеми контрактами на строительство дорог

Общероссийский народный фронт требует публиковать контракты на дорожные работы и акты приемки работ. Расходование средств от этого прозрачней не станет, пессимистичны эксперты
Д. Абрамов/ Ведомости

Депутаты Госдумы хотят сделать дорожное строительство прозрачнее. На следующей неделе член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), руководитель движения «Убитые дороги» Александр Васильев внесет в Думу проект правок в закон о дорогах и об информации о деятельности госорганов. Об этом «Ведомостям» рассказал сам Васильев.

Требования законопроекта коснутся всех заказчиков дорожных работ: сейчас это Росавтодор, его подведомственные бюджетные учреждения, региональные заказчики, а также госкомпания «Автодор». Согласно законопроекту они должны будут публиковать на своих сайтах сведения о заключенных ими договорах на дорожные работы, а также документы, подтверждающие приемку работ с указанием их стоимости. Анализировать документы будут общественные организации, а собирать информацию будет центр мониторинга ситуации с дорогами при ОНФ.

Сейчас на портале госзакупок и так публикуются все контракты на дорожные работы вместе с их стоимостью, напоминает чиновник Росавтодора. На сайте госкомпании «Автодор» также размещен архив всех ее закупок, включая договоры на выполнение дорожных работ.

Сведений о том, как расходуются дорожные фонды, все равно недостаточно, указывает Васильев, особенно непрозрачны расходы на содержание дорог: информация о договорах на содержание дорог на сайтах закупок есть, но о фактически выполненных работах – нет.

Сейчас такого обязательства нет, но можно публиковать и подписанные акты приемки, рассуждает федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: непонятно, насколько это поможет общественному контролю. Важно предусмотреть требования к сведениям в таких документах, указывает собеседник «Ведомостей»: «В акте ведь можно записать: «Этап первый – земляные работы. Принято», но понятнее от этого ничего не станет».

Акты должны будут включать дату приемки работ, фамилии и должности приемщиков, а также место и объем выполненных работ – это позволит общественности контролировать их качество, говорит Васильев: этот вопрос уже проработан с Минтрансом.

Но и при наличии детализированного акта, чтобы судить, действительно ли выполнены работы, все равно придется ехать на дорогу, замечает федеральный чиновник. Зато авторам законопроекта гарантирован хороший пиар, вздыхает он: работы принимаются в несколько этапов и, если на первом этапе в акте будет указано, что работы приняты с нарушениями, можно будет сразу вырвать этот документ из контекста и поставить исполнителям на вид, хотя впереди еще много этапов и нарушения должны быть устранены.

Любое увеличение открытости – плюс, уверен координатор проекта «Росяма» Федор Езеев. Сейчас на портале госзакупок публикуется вся информация о заказе, вплоть до заключенного контракта, замечает он, но найти контракт на уже разыгранный заказ иногда бывает трудно из-за особенностей портала. Главное – акты приемки, уверяет Езеев: иногда достаточно было бы знать о самом факте их наличия. Например, когда активисты замечают, что дорожные работы ведутся в дождь, заказчик часто обещает не подписывать акты приемки работ с таким подрядчиком – публикация актов позволила бы проверить, как выполняются эти обещания, приводит пример Езеев. Одних бумаг все равно недостаточно для полноценного контроля, признает он, но активистам, которые готовы выезжать на объект, публикация документов была бы очень полезна.

Принципиально такие правила все равно ничего не изменят, говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. В США, Канаде, Германии в открытом доступе есть базы данных со стоимостью всех видов работ по заключенным дорожным контрактам и общественные организации могут сопоставить стоимость строек и проверить, обоснована ли цена любого контракта, рассказывает Блинкин. Предложение создать такую базу было в стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. Есть и совсем простой индикатор, знает он: «Хотя в США последние 25 лет дорожное строительство достаточно активно, ни одного владельца подрядных компаний нет в списках Forbes».