России могут грозить международные санкции из-за действий таможни

Исполнительный комитет таможенной конвенции ООН грозит России санкциями из-за действий ФТС, но российская таможня не намерена отказываться от решения перестать принимать книжки международных перевозок TIR
В.Баранов/ Ведомости

Исполнительный комитет Таможенной конвенции ООН призвал российскую таможню пересмотреть свое решение отказаться от книжек международных перевозок (TIR). Официальное заявление комитета размещено на сайте Европейской экономической комиссии ООН.

В начале июля ФТС объявила, что перестает принимать книжки TIR в качестве обеспечения таможенных платежей (перевозчик при пересечении границы должен лишь предоставить таможенникам отрывной талон). Их использование предусмотрено таможенной конвенцией 1975 г., которую подписали 68 стран, включая Россию. По данным Международного союза автотранспорта (IRU), российские компании наиболее активно применяют книжки TIR: до 700 000 торговых операций в год.

Вместо книжки TIR таможня хочет от поставщиков национальную гарантию (например, банковскую или поручительство). Новые правила должны были заработать с 14 августа, но после обращений бизнеса ФТС согласилась отсрочить изменение процедуры на месяц.

Нужно отложить изменения хотя бы до конца года, чтобы заинтересованные стороны успели проанализировать последствия и найти компромисс, рекомендует исполнительный комитет, но еще лучше вообще отказаться от этой меры.

Если ФТС перестанет принимать книжки TIR без национальных гарантий, ведомство нарушит положения пяти статей Таможенной конвенции, указывает исполнительный комитет. ФТС с этим не согласна, ее сотрудники не раз заявляли, что их действия не противоречат конвенции. Позиция российской стороны не была учтена при составлении заявления исполнительного комитета, официально ФТС этот документ не получала, говорит представитель службы.

Исполнительный комитет не исключает, что страны-члены конвенции могут подать иски к России из-за неправомерного решения ФТС или ввести ответные меры против российских поставщиков. Еврокомиссар по налогообложению и таможне Альгирдас Шемета в письме руководителю ФТС Андрею Бельянинову (копия есть у «Ведомостей») уже указывал, что действия таможни - нарушение конвенции и нанесут серьезный урон торговле ЕС с Россией.

В середине августа первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам изучить все аспекты введения дополнительных гарантий для поставок по книжкам TIR (копия поручения есть у «Ведомостей»). «Сейчас мяч на стороне ФТС», - говорит чиновник правительства: таможня определит, как в дальнейшем применять книжки и что делать с задолженностью Ассоциации международных автоперевозчиков, которая отвечает за использование книжек TIR в России (АСМАП). Именно долг АСМАП заставил ФТС отказаться от книжек, объяснял Бельянинов (см. врез).

Вчера ФТС заявила, что с 1 декабря намерена разорвать соглашение с АСМАП о применении процедуры TIR, «столкнувшись с непрозрачной схемой работы и закрытостью» ассоциации. Получить комментарии представителя АСМАП вечером не удалось. Расторжение соглашения с АСМАП необходимо, чтобы формально зафиксировать отказ от процедуры TIR, объясняет советник DLA Piper Марина Лякишева: но поскольку АСМАП - единственная авторизованная гарантирующая организация по книжкам TIR, расторгая соглашение с ней, ФТС фактически делает невозможным применение Таможенной конвенции в России.

Административный комитет конвенции может исключить Россию из числа участников конвенции за нарушение ее положений, замечает Лякишева: в том числе за то, что ФТС не уведомила об изменении правил. Могут быть введены и ответные меры, считает она: например, российским экспортерам также запретят применять книжки TIR.