Путин разъяснил свое отношение к акции Greenpeace у платформы "Газпрома"


Президент России Владимир Путин хорошо относится к организациям, которые занимаются охраной природы, однако при этом не исключает, что акция Greenpeace у морской платформы "Приразломная" была либо собственным пиаром организации, либо проводилась по заказу сорвать российские работы по разработке шельфа. Он заявил об этом на пресс-конференции 19 декабря.

По мнению президента, неприемлемо делать из природоохранной деятельности источник обогащения или источник самопиара. Факты называть он не стал, но не потому, что у него нет этой информации. "Шумиху" вокруг этого инцидента и последовавшего задержания активистов Greenpeace и экипажа Arctic Sunrise, о которой спросили президента, по его словам, подняли не следственные органы, а журналисты.

Путин рассказал, что судно экологов вошло в экономическую зону России, выключило опознавательные сигналы и не отвечало на запросы пограничников. Когда активистам помешали залезть на платформу с одной лодки, вторая лодка стала таранить корабль погранслужбы ФСБ. "Это нормально?" - спросил он.

Он предположил, что эти действия преследовали либо цель самопиара, либо по остановке работы одного из объектов, принадлежащего российской компании, чтобы нажать на эту компанию и "получить вспомоществование", либо по оказанию давления на российские проекты на шельфе по чьему-то заказу. "Для нас это серьезное дело. И ничего мы здесь смягчать не собираемся, наоборот, мы будем усиливать", - заявил он. Он выразил надежду, что подобные инциденты с участием экологов не повторятся и произошедшее должно стать уроком для активистов. "Амнистию мы делаем не для них, но если они под нее попадают - хорошо", - добавил Путин.

В вопросах экологии российская сторона готова к диалогу и даже готова скорректировать свою работу, как это было в случае с олимпийскими объектами, заверил президент. Он сказал, что некоторые объекты были перенесены из опасной близости к природной зоне, хотя экологи пришли "слишком поздно" и на строительство уже были потрачены деньги. Он также напомнил, что еще "дополнительные сорок миллионов" были потрачены на перенос нефтепровода у Байкала.

Ранее Путин уже неоднократно говорил, что, хотя экологи Greenpeace не были пиратами, их действия на платформе в Печорском море угрожали жизни тех, кто на этом объекте работал. По его сведениям, активисты Greenpeace действовали, как если бы разработали операцию: "Одни лезли на платформу, а другие атаковали пограничников наших, на своих лодках практически на них нападали, оттесняя их от платформы". Президент согласен, что государство должно быть снисходительным, не должно быть жестоким, но должно следить за тем, чтобы все соблюдали определенные правила.

18 сентября активисты Greenpeace, подплыв на ледоколе Arctic Sunrise к нефтяной платформе «Газпрома» «Приразломная» в Печорском море, попытались залезть на платформу и закрепиться там в знак протеста против добычи углеводородов в Арктике. Судно взяли под контроль российские пограничники и отбуксировали его в Мурманск. Экипаж отказался подчиниться военным. Активистов и экипаж - всего 30 человек - развезли по городским сизо. В конце сентября всем задержанным предъявили обвинение в пиратстве, и все они были арестованы на два месяца. Затем их обвинили в хулиганстве. Капитана судна Greenpeace Arctic Sunrise Питера Уилкокса привлекли к административной ответственности за неповиновение береговой охране России. Мурманский суд отклонил апелляции на решение об аресте подозреваемых. Затем всех задержанных по этому делу решили перевести в Петербург. Уже петербургские суды отпустили всех задержанных под залог.

25 сентября Путин заявил на Международном арктическом форуме, что активисты Greenpeace, "конечно, не являются пиратами", но их действия создали угрозу "жизни и здоровью людей" и экологии. По его словам, формально они "пытались захватить платформу", а пограничники при этом "не знали, кто пытается захватить платформу под видом организации Greenpeace", отметил президент, "особенно на фоне тех кровавых событий, которые происходили в Кении, всякое ведь могло быть".