Шуваловы держали средства за рубежом, чтобы уберечь их от наследников

Шуваловым хотелось, чтобы их дети научились зарабатывать сами и не наследовали автоматически все их имущество; российские законы не позволяли ограничить права наследников, поэтому была использована иностранная юрисдикция
М.Стулов/ Ведомости

Первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал деофшоризацию экономики одной из первоочередных задач властей и заверил, что перевел все свое имущество и все активы из-за рубежа в Россию. "Как только был принят федеральный закон, который запрещал и запрещает, в том числе членам правительства, иметь зарубежные активы, мы перевели все свои активы в российское юридическое лицо, - сказал он телеканалу "Россия 24". - Полностью выполнили требования закона, и те зарубежные компании, о которых много писали и говорили, поставлены под процедуру ликвидации. Они уже не обладают никаким имуществом, все имущество в Российской Федерации". Первый вице-премьер добавил, что они с женой использовали иностранные юрисдикции для владения активами, в частности, потому, что не хотели, чтобы в случае их смерти их дети наследовали все имущество. Они хотели, чтобы дети большую часть своих средств зарабатывали, но не могли найти подходящих механизмов это организовать, кроме зарубежного владения, передает "РИА Новости".

Весной 2013 г. Международный консорциум журналистов, занимающихся расследованиями (ICIJ), заявил о существовании обширной мировой офшорной сети, в том числе о триллионах долларов на серых счетах известных политиков и бизнесменов. Среди них был назван Шувалов. Представитель первого вице-премьера тогда заявил, что это информация годичной давности и российские контрольные и налоговые органы были в курсе.

В середине апреля источники "Ведомостей" в окружении первого вице-премьера сказали, что семья Шуваловых в конце 2012 г. вскрыла свой слепой траст Severin (Британские Виргинские острова) и постепенно переводит иностранные счета и активы в Россию, готовясь к принятию нового закона. Один из источников заметил, что среди активов есть как иностранные, так и российские ценные бумаги. Шувалов говорил, что передал активы в слепой траст в июне 2012 г. после серии публикаций в СМИ о доходах зарегистрированной по поручению супруги Шувалова Ольги багамской Sevenkey Limited (в 2008 г. его активы наследовала Severin). Sevenkey, по данным Barron's Online, заработала около $70 млн только на покупке структурами Алишера Усманова 13% Corus Steel. От операций с акциями «Газпрома» Sevenkey, по оценке FT, получила около $100 млн, а по данным источников WSJ - около $80 млн.

Источники "Ведомостей" добавили, что, решив вернуть деньги в страну, Шувалов "на собственной шкуре почувствовал" пробелы в российском законодательстве. Слепой траст был создан по англосаксонскому праву, он ограничивает вмешательство бенефициара в управление активами, рассказывал тогда знакомый Шувалова: «В нашей юрисдикции такая конструкция невозможна». Шувалов пытается создать для активов Severin в России аналогичный слепому трасту механизм на основе доверительного управления, продолжает он: конструкция неудобная, но можно, например, создать управляющую компанию с независимым комитетом. По словам собеседников издания, особо беспокоили чиновника вопросы наследования по российскому праву: «В России нет механизмов передачи по наследству бизнес-активов, когда необходимо отделить управляющего от наследника и оговорить условия пользования наследством».