Шувалов: Беспартийные министры должны получать рыночные зарплаты

Не связанные партийной дисциплиной министры-профессионалы могут уйти с госслужбы в бизнес в любой момент; платить им за работу нужно по законам рынка, считает первый вице-премьер
Игорь Шувалов/ С. Портер/ Ведомости

Не связанные политической работой члены правительства должны получать рыночные зарплаты, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он сказал это в интервью The New Times. "Я считаю, что невозможно сохранить девственность, родив троих детей, - цитирует "Прайм". - Если общество хочет, чтобы не было коррупции, чтобы высокие профессионалы занимались государственным управлением, то им надо платить высокие зарплаты". Он объяснил, что чиновники правительства не объединены общей партийной целью и не связаны партийной дисциплиной. По его словам, большинство из них - это профессионалы высокого уровня, которых назначили и которые могут покинуть свой пост в любой момент, уйдя в бизнес. "Если вы пойдете покупать управленца такого класса на рынке, то он будет стоить много денег, - сказал первый вице-премьер. - Если бы он становился членом правительства, потому что его партия пришла к власти, то вам не надо было бы ему, наверное, платить таких больших денег: его лояльность определена принадлежностью к победившей партии. А если нет - то вы должны платить по законам рынка".

Говоря о своей работе в правительстве, Шувалов сказал, что не планирует ее менять до конца нынешнего политического цикла - 2018 г. "Для меня абсолютным приоритетом является то, что сейчас я должен выполнить определенную профессиональную повестку", - цитирует ИТАР-ТАСС. Пока он планирует заниматься этим до 2018 г. и соответственно строит свои планы. Если же президент и премьер решат, что его работа в госструктурах закончилась, "то это будет жизнь вне органов власти, и тогда я буду рассматривать различные перспективы в бизнесе", добавил он.

В очередной раз Шувалов подтвердил, что перевел все свои активы в российскую юрисдикцию. "Создано специальное российское юридическое лицо, которое принадлежит нам с женой пополам. Мы не управляем этим юридическим лицом. Специально создана система управления, по которой мы не можем вмешиваться в управление, это аналог blind trust - "слепого траста" - института, которого нет у нас, но который распространен на Западе", - цитирует ИТАР-ТАСС. По его словам, "в данном случае слепое управление подразумевает в том числе отсутствие возможности влиять на управление". Он сказал: "Все активы переведены в эти юридические лица в Российской Федерации, все зарубежные активы, которыми при этом не положено обладать, находятся под процедурой ликвидации".

Чиновник рассказал, что создал зарубежную компанию еще в 90-е, потому что тогда это было лучшей формой правовой защиты. Безусловное наследование имущества, которое предполагается российским законодательством, Шувалов также назвал одной из причин. Он и его жена хотят, чтобы их дети "зарабатывали самостоятельно, чтобы они боролись за успех в жизни". После смерти родителей завещанное имущество должно достаться их детям "только при наступлении определенных обстоятельств". По словам первого вице-премьера, его сын и дочь поддерживают это решение.

Зарубежная недвижимость семьи была зарегистрирована на зарубежную компанию, которая принадлежала жене Шувалова. Чиновник сказал, что никогда этого не скрывал. "Эта фирма управляла не только домом в Австрии, но и другой нашей недвижимостью, - цитирует ИТАР-ТАСС. - Она принадлежала не конкретно нам, но нашим юридическим лицам - и это указано во всех документах и налоговых декларациях".

Шувалов также прокомментировал заявление оппозиционера Бориса Немцова, который через сайт ФНС обнаружил у него и некоторых других чиновников долги по налогам. Немцов, сопредседатель партии "РПР-Парнас» и депутат Ярославской областной думы, в своем блоге опубликовал информацию о долгах министров и депутатов и отметил, что все выплаты должны были пройти до 1 ноября, так что теперь это долги и по ним начисляются пени. По его информации, долг Шувалова составлял 305 000 руб. Вскоре источник в ФНС рассказал "Ведомостям", что задолженности у Шувалова уже нет.

"В отношении транспортного налога: попытались создать медийный повод, была вброшена информация, но она не была подтверждена налоговыми органами, - заявил Шувалов 20 января. - Адвокаты же мне подтвердили, что денежные средства уплачены, но уведомления я не получал". Он отметил, что уведомление якобы было направлено ему через личный интернет-кабинет налоговой службы. "Читать эти обвинения было смешно: на фоне тех сумм, которые я и моя супруга платим по подоходному налогу, подозревать, что я уклонился от уплаты транспортного налога, ну честное слово, несерьезно. Так что никаких долгов по налогам у меня нет", - цитирует "Прайм".

Шувалов подтвердил, что в 1996 г. получил опцион на 0,5% акций "Сибнефти" от Романа Абрамовича за содействие при скупке государственной доли в компании. Опцион был реализован в 2004 г. а полученные от него $50 млн были вложены в компанию Алишера Усманова Corus Group, что принесло $119 млн, цитирует "Интерфакс". "Да, но это включая те деньги, что были предоставлены взаймы", - добавил первый вице-премьер. По его словам, все операции проходили в соответствии с законом, что подтвердили многочисленные проверки.

"При моем приеме на госслужбу вся необходимая информация об этом опционе и других моих финансовых активах, включая документы, были предоставлены Фариту Газизуллину, принимавшему меня на работу. Но на самом деле больше всего вопросов звучало в отношении другой сделки - дохода от вложения в акции "Коруса". Все эти вопросы были предметом рассмотрения в Генеральной прокуратуре, которое длилось несколько месяцев. Не только я, но и все, кто был упомянут в публикации, предоставили соответствующие пояснения, представили документы, в том числе и те, которые до этого исследовались и оценивались налоговыми органами и аудиторами. Со стороны оппонентов было обращение в суд, который постановил, что все законно и вопросов к нам нет", - рассказал Шувалов.