Тысячи людей приезжают в Киев на помощь защитникам майдана

Хотя президент Виктор Янукович и Россия пытаются представить демонстрантов экстремистами, в реальности они составляют разнородную группу людей из, можно сказать, гущи народа: владельцы кафе, студенты, менеджеры компаний, строители и т. п.
Efrem Lukatsky/ AP

Тысячи людей, в основном из западных регионов Украины, не обращая внимания на заблокированные трассы, ведущие в Киев, и эскалацию насилия, прибывают в столицу с целью защитить площадь Независимости, на которой уже несколько месяцев держит оборону лагерь антиправительственных сил.

«Как только люди услышали о погибших [в ночь со вторника на среду], они тут же стали садиться в машины и автобусы», - говорит прибывший в столицу Игорь Слюзар, мэр города Коломыи, расположенного в Ивано-Франковской области почти в 500 км от Киева.

Мобилизация в таких городах, как Коломыя, который насчитывает около 61 000 жителей, наглядно демонстрирует, почему протесты так просто не закончатся. Хотя президент Виктор Янукович и Россия пытаются представить демонстрантов экстремистами, в реальности они составляют разнородную группу людей из, можно сказать, гущи народа: владельцы кафе, студенты, менеджеры компаний, строители и т. п. В результате Янукович, похоже, безвозвратно потерял власть над страной.

Жители Коломыи, как и других городов западной Украины, особенно возмущены действиями власти, поскольку хорошо знакомы с жизнью в соседних странах Евросоюза, прежде всего Польши, где уровень жизни в последние годы сильно вырос. Украина между тем стала второй беднейшей страной Европы, обойдя лишь маленькую Молдавию.

Именно люди из этих регионов и составляют основу протеста. Столетиями они были частью Австро-Венгерской империи, а затем - Польши, в состав же Советского Союза вошли после Второй мировой войны. Поэтому, считают жители, они обладают более свободным мышлением, чем те, кто живет на промышленном востоке страны, входившем в Российскую империю и затем в СССР, и чья жизнь и работа зависят от предприятий тяжелой промышленности и российского газа.

Во многих городах Западной Украины в последние дни наблюдались массовые выступления протестующих, которые захватывали помещения городских администраций и правоохранительных органов, а также оружейные арсеналы, в результате чего страна оказалась на грани гражданского конфликта. Ситуация в восточных регионах остается более спокойной.

Для жителей Коломыи перспектива торговой и политической ассоциации с ЕС давала надежду, что Украина сможет стать похожей на своих западных соседей, что удастся обуздать коррупцию, которая душит их бизнес и отравляет ежедневное существование. Поэтому, когда Янукович отказался от ассоциации с ЕС и обратился за помощью к России, они почувствовали себя обманутыми. «У нас в каждой третьей семье кто-нибудь работает или учится в Европе. Они видят, какое там качество жизни, какие ценности. Здесь никого не нужно убеждать, что люди в Европе живут лучше, чем в России», - рассказывает Слюзарь.

«Многие из нас могли бы уехать и жить в Польше, - говорит бывший менеджер, 48-летний Игорь Лефор. - Но почему я должен уезжать из собственной страны?»

У протестующих из Коломыи уже есть свой мученик - Богдан Калыняк, 52-летний владелец магазина электротоваров. По словам друзей и членов семьи, его жизненный путь - от рабочего на советском заводе до предпринимателя и участника уличных протестов - отражает обманутые надежды многих жителей Западной Украины.

Отца Калыняка, Михайло, после включения Западной Украины в состав СССР вместе с семьей в 1948 г. выслали в Сибирь на восемь лет. Богдан с детства слышал рассказы о Сибири и о том, как состоятельные фермеры и украинские националисты сопротивлялись установлению коммунистического режима.

В советское время Богдан Калыняк работал механиком на заводе сельскохозяйственной техники. После распада СССР завод перестал выплачивать зарплату и вскоре закрылся. Калыняк стал возить из Германии и Польши электрическое оборудование и продавать его на Украине. Он был впечатлен жизнью в Европе, вспоминают члены его семьи. «Он видел стабильность, работу, зарплаты, образование, здравоохранение, страхование. Видел, что там ты уверен: завтра будет лучше, чем вчера», - говорит его дочь Ирина.

Работая по 20 часов в день, Калыняк открыл в Коломые магазин по продаже электрооборудования и на заработанные деньги построил для семьи дом. При этом его постоянно удручал контраст между жизнью на Украине и в Европе. Раз, когда он с семьей ехал из Польши, где они навещали родственников, их остановил сотрудник ГАИ. «Почему вы останавливаете нас в 2 часа ночи на морозе? Я не нарушил никаких правил», - сказал отец гаишнику, вспоминает Ирина. «Мои дети тоже хотят есть», - ответил тот.

Когда в ноябре жители Коломыи узнали, что правительство не стало подписывать договор об ассоциации с ЕС, они вышли на улицы с протестами. В декабре, когда милиция на майдане Незалежности разогнала демонстрантов, в основном студентов, Калыняк разозлился. Через несколько дней он отправился в Киев, сказав жене: «Я не могу не ехать».

На майдане Калыняк стал известен благодаря своей энергичности: он следил в лагере за чистотой и за тем, чтобы все работало как часы. Он привез электропилу, чтобы пилить деревья на дрова для костров, и покупал другим обитателям лагеря теплую обувь.

На Новый год он вернулся домой, но в середине января снова отправился в Киев. По словам обитателей лагеря, он почти не спал. К концу месяца они отправили его домой, потому что он был изможден и сильно кашлял. Семья положила его в больницу, но на следующий день он скончался.

«Если бы он не поехал на майдан, то был бы жив, - говорит его дочь Ирина. - Но майдан стал его жизнью, мечтой о том, что что-то можно изменить. Он просто не мог оставаться на месте».

Перевел Михаил Оверченко